Размер шрифта:
Цвета сайта:
8 (861) 992-66-74
Версия для слабовидящих
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края
Центр диагностики и консультирования Краснодарского края
Государственное бюджетное учреждение, осуществляющее психолого-педагогическую и медико-социальную помощь

Вопрос-ответ

Вопрос, 11 окт. 2018 г.
Некоторые родители спрашивают у специалистов Центра: «Для чего необходимо развивать мелкую моторику у детей раннего возраста?»
Очень важно с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Таким образом, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Просто делать упражнения малышу будет скучно, поэтому лучше превратить их в интересные и полезные игры.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.
Одновременно с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Наталья Васильевна Ласточкина, 8 окт. 2018 г.
Добрый день, коллеги! Я молодой специалист, не имею опыта работы с детьми раннего возраста. Подскажите, пожалуйста, как определить уровень развития ребенка в возрасте до 1 года?

Существует множество базовых диагностических методик, предназначенных для изучения детей раннего возраста. Например, методики Н.М.Аксариной, К.Л.Печоры, Г.В.Пантюхиной, Е.Д.Айнгорн, Э.Л.Фрухт, Л.Т.Журбы, Ю.А.Лисичкиной, О.В.Тимониной, Е.М.Мастюковой, Е.А.Стребелевой, М.Гиффитс


Юлия, 2 окт. 2018 г.
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, какие нужны документы для ПМПК ученику 9 класса?
Заранее благодарна.
Удачного дня.
Уважаемая Юлия! Предоставляем перечень документов, необходимых для получения заключения ПМПК по организации специальных условий сдачи ГИА:
1. Копия свидетельство о рождении или паспорта ребенка (с 14-летнего возраста).
2. Паспорт родителя (законного представителя).
3. Документ, подтверждающий полномочия по представлению интересов ребенка (для детей, находящихся под опекой).
4. Заявление о проведении обследования ребенка в комиссии (заполняется при прохождении комиссии).
5. Направление образовательной организации, другой организации (при наличии)
6. Заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (при наличии).
7. Подробную выписку из истории развития обучающегося с заключениями врачей, наблюдавших ребенка в медицинской организации по месту жительств (регистрации)
8. Личная карта обучающегося (ксерокопия)
9. Характеристика из образовательной организации, с указанием программы обучения, сроков обучения на дому, заверенная печатью и подписью руководителя.
10. Копия приказа ОО об организации обучения по АООП, заверенная печатью и подписью руководителя.
11. Копия приказа ОО о переводе на домашнее обучение, заверенная печатью и подписью руководителя (при наличии).
12. Копия справка об установлении инвалидности медико-социальной экспертизы (при наличии)
13. Медицинская карта из поликлиники (при наличии)
14. Аудиограмма краевого детского диагностического центра (если нарушен слух)
15. Заключение ВК (КЭК) из поликлиники по месту жительства с указанием основного диагноза и шифра по МКБ-10, заключение о состоянии здоровья, рекомендации по лечению, о наличии медицинских показаний для обучения на дому.
16. Копия справки ВК (КЭК) об обучении на дому, заверенная печатью и подписью руководителя образовательного учреждения.
17. Заключение ПМПК о результатах ранее проведенного обследования (при наличии).
18. Результаты учебного труда (проверенные рабочие и/или контрольные тетради, табель успеваемости и пропуски занятий).
Вопрос, 6 авг. 2018 г.
В преддверии начала учебного года специалистам Центра поступает много вопросов от родителей будущих первоклассников с основной проблематикой "Как подготовить ребенка к школе?"

Для начинающих школьников 1 сентября - это не только праздник, но и начало одного из переломных моментов в жизни. Учитывая специфику и актуальность затронутой темы, специалистами Центра разработаны рекомендации для родителей по формированию учебной мотивации как фактора дальнейшей адаптации ребенка к школе.


Лидия, 21 мая 2018 г.
Здравствуйте. Будет ли ещё проводиться конкурс творческих работ детей с расстройствами аутистического спектра "Мой мир"?
Здравствуйте, уважаемая Лидия!
Проведение конкурса творческих работ детей с расстройствами аутистического спектра «Мой мир» планируется с сентября 2018 года.
Наталья, 22 окт. 2017 г.
В моей семье растёт особый ребёнок - ребёнок с расстройством аутистического спектра. Как эффективнее скорректировать поведение моего ребёнка в обществе сверстников?
Необходимо специально обучать ребенка правилам социального поведения, таким как следование очереди, соблюдение социально принятой дистанции в общении, распознаванию эмоциональных состояний других детей, поведенческой этике. Неприемлемое поведение отмечать твердым, но не резким «Нет» или «Прекрати» и при необходимости подкреплять жестом. Если ребенок находится в состоянии аффекта и не реагирует на ваши словесные указания – имеет смысл применять специальные карточки-пиктограммы с простым изображением символа-указания на соответствующее поведение (обучаться использованию пиктограмм следует заранее). Так же скорректировать поведение в обществе поможет использование метода социальных историй в виде кратких рассказов с подробными иллюстрациями, пар картинок «сначала-потом» обучающих правилам поведения в обществе сверстников.
педагог-психолог П.В.Андрианова
Ольга, 19 окт. 2017 г.
У нас ребёнок с РАС. Как можно понять понимает ребенок или не хочет понимать и выполнять обращение, просьбу, вопрос?
У большинства детей с РАС имеются особенности восприятия и переработки информации, поступающей из окружающей среды ( аудиальной, визуальной, тактильной и т.д.), поэтому если в ответ на ваше обращение, просьбу, указание ребенок не реагирует ( при условии, что патологии слуха врачами не выявлено) – есть вероятность, что он в силу особенностей собственного восприятия «не слышит» вас, поскольку ему мешают другие раздражители (шумы, голоса окружающих, интересная яркая игрушка и т.д.) или он погружен в собственные переживания . В таком случае убрав из окружения ребенка лишние стимулы (можно выключить телевизор, закрыть окно , убрать другие раздражители), четко и кратко повторив обращение, краткую просьбу: «Дай мячик» можно добиться ответной реакции ребенка. Рекомендуется моделирование этой ситуации неоднократно. Если ребенок с расстройством аутистического спектра совершенно не реагирует на обращение, то возможно он слишком погружен в сенсорные переживания, также ребенок может не понимать обращенной речи вследствие снижения интеллекта, и в таком случае необходима консультация специалиста.
педагог-психолог П.В.Андрианова
Юлия, 18 окт. 2017 г.
Хотелось бы получить рекомендации по развитию навыков эффективного общения с аутичным ребенком.
У большинства детей с расстройствами аутистического спектра есть проблемы с общением. Для развития навыка успешного общения ребёнок должен либо научиться отвечать, когда к нему обращаются, либо самостоятельно инициировать общение. Поэтому:

- Примите на себя роль не только помощника, но и учителя.
- Основной прием состоит в следующем – настойчиво старайтесь присоединяться к любому занятию, которым увлечен ребенок.

- Не торопитесь, делайте паузы, давайте ребенку возможность вступить в коммуникацию.
- Во время игр с ребенком принимайте на себя роль партнера, а не лидера.
- Предоставляйте ребенку положительную обратную связь. Очень важно награждать ребенка за любые попытки понять и вступить в коммуникацию.
- Предоставьте ребенку с РАС причину для коммуникации. Искусственно создавайте ситуации, в которых коммуникация будет необходима для ребенка, чтобы получить желаемое, и это будет способствовать общению.
- Поощрение просьб. Для этого можно располагать любимые игрушки/еду/видео в таких местах, где ребенок сможет видеть их, но не сможет до них достать. Это будет поощрять ребенка обращаться за помощью и приведет к общению между взрослым и ребенком.
- Дайте ребенку игрушку, с которой трудно играть самостоятельно (чертик в коробке, волчок и музыкальные шкатулки.)
- Играйте с ребенком в игрушки "повышенного интереса" ( воздушные шарики и мыльные пузыри, поскольку их легко можно адаптировать к участию нескольких людей).
- Давайте предметы постепенно (печенье делим на кусочки). Если ребенок сразу получает все, что он хочет, то у него нет причин, чтобы просить взрослого о чем-то еще.
- Пусть ребенок сам решает, когда прекращать то или иное занятие. Следите за гримасами недовольства или за тем, когда ребенок оттолкнет от себя предметы для занятия. Сопровождайте его невербальную коммуникацию словами, например, "ну вот и все" и "хватит". Подобное сопровождение будет поощрять речевое развитие ребенка.

учитель-дефектолог
Ирина, 1 июля 2017 г.
Как научить ребенка с расстройством аутистического спектра контролировать свои эмоции? Как вести себя родителям, если в магазине с ребёнком случилась истерика?
Обычно, ребенку с с расстройством аутистического спектра сложно контролировать свои эмоциональные реакции. Провоцирующие эмоциональную вспышку факторы копятся долгое время, выливаясь во внезапную бурную реакцию. Лучше, если подобные эмоциональные срывы удается предотвратить до их начала, убрав максимально психотравмирующие факторы. Если это не удается, попробуйте научить ребенка самому определять, когда на него подействовал провоцирующий фактор, решать, с помощью какого способа он попытается успокоить себя, а потом следовать этому решению. У ребенка с РАС может наблюдаться недостаточный репертуар эффективных поведенческих реакций, он просто не знает, как ещё можно вести себя в ситуации стресса. Обучая ребенка этим стратегиям, необходимо использовать подсказки и положительное подкрепление, а также необходимо помочь ребенку понять, что когда он не контролирует свои эмоции, это приводит к нежелательным последствиям (дисциплинарные санкции в школе, запреты на любимые занятия дома, тебя уведут из любимого места и так далее). Для обучения ребенка навыкам саморегуляции можно использовать такие методы, как прогрессивная мышечная релаксация, глубокое дыхание, физические упражнения, переключение, ритмичные движения.
педагог-психолог С.С.Кислицына
Ольга, 18 авг. 2016 г.
Как к ребёнку с РАС применять поощрения и наказания?
РАС – это не просто расстройство. Это целый спектр нарушений. Поэтому не существует одного общего решения или наказания для всех детей и их проблем с поведением. Они должны решаться по-разному, в зависимости от состояния ребенка и трудности его поведения. При применении поощрений и наказаний в воспитании детей с РАС существуют некоторые отличия от воспитательных стратегий, применяемых для обычных детей. При воспитании детей с РАС нужно попытаться реализовать стратегии приучения к дисциплине, чтобы изменить нежелательное поведение ребенка. Иногда ребенок с РАС плохо ведет себя потому, что просто не знает, как правильно вести себя в той или иной ситуации. Ему недостаточно просто сказать: «Веди себя хорошо». Его нужно обучить правильному поведению в действии. Если вы используете при обучении ребенка визуальные стимулы, то можно подобрать серию изображений (например, из игры «Что такое хорошо и что такое плохо»), которые объясняют, как плохое поведение ребенка ведет к наказанию, а хорошее – к поощрению. Это поможет ребенку почувствовать взаимосвязь между плохим поведением и последующим наказанием. Недопустимы крики и физические наказания. Дети с РАС начинают испытывать в таких случаях сильную тревогу, это видно по их поведению. Они становятся очень беспокойными и возбужденными. Они могут начинать истерики, кричать. И можно получить обратный эффект, ребенок будет вести себя ещё хуже. Поощрения для ребенка с РАС надо использовать в качестве подкрепления правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом), тем, что наиболее приятно и нравится вашему ребенку. Но вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом. В качестве поощрения может выступать ободрение, одобрение, похвала, побуждение близкого ребенку человека.
педагог-психолог С.С.Кислицына

Задайте свой вопрос: