11 октября 2024 года в Анапском филиале состоялось муниципальная «Школа мастеров» для педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных учреждений муниципального образования город-курорт Анапа на тему: «Особенности комплексной диагностики детей с расстройствами аутистического спектра». В мероприятии приняли участие 45 педагогов.
Виноградова-Савченко Ирина Юрьевна, поведенческий аналитик, нейропсихолог, логопед-дефектолог и управляющий инклюзивным центром «Росток Надежды» провела практический обзор по теме «Диагностические методы для детей с РАС» и поделилась личными программами, алгоритмами работы с родителями и семьёй особенного ребёнка в рамках коррекции и психолого-педагогического сопровождения.
Учителя-логопеды из МАДОУ д/с № 4 «Волшебная страна» представили свой опыт работы по использованию диагностических средств для оценки различных сфер речевой деятельности ребенка дошкольного возраста с РАС.
Учителя-дефектологи из МАДОУ д/с № 7 «Колокольчик» поделились с коллегами своей разработкой авторизированных диагностических карт с использованием метода сенсорной интеграции для детей с расстройствами аутистического спектра.
Мероприятие вызвало живой отклик всех участников и желание продолжить взаимодействие в подобном формате!
27 сентября 2024 года специалисты ГБУ «Центр диагностики и консультирования» КК провели краевое родительское собрание «Мы вместе», для родителей воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Участниками мероприятия стали 130 родителей, воспитывающих детей с РАС, а также педагоги образовательных организаций, обучающих таких детей.
Шабанова Елена Николаевна, руководитель регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС открыла мероприятие с приветствующей речью.
Зенкина Светлана Владимировна, врач-невролог, рефлексотерапевт, главный врач сети центров раннего развития «Росток надежды» рассказала о методиках, позволяющих в раннем возрасте определить наличие «красных флагов», что позволяет определить группу риска.
Виноградова-Савченко Ирина Юрьевна, управляющий обособленным подразделением сети центров «Росток надежды» города Анапы, поведенческий аналитик, логопед-дефектолог, нейропсихолог рассказала родителям о важнейшем инструменте интеграции в общество-коммуникации и социализации.
Абрамова Екатерина Валерьевна, педагог-психолог регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС рассказала об организации условий для преодоления сложностей, связанных с поведением, коммуникацией и социальным взаимодействием детей с РАС.
Зайцев Антон Николаевич, заместитель председателя АНО «Центр развития благотворительных программ «Край милосердия», рассказал о комплексном подходе в реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра.
27 сентября 2024 года на базе Анапского филиала в рамках психолого-педагогической сопровождения родителей, воспитывающих детей с РАС, было проведено мероприятие «Учимся вести диалог – применение подхода RDI в обучении ребёнка с РАС и схожими нарушениями развития». В занятии приняли участие 11 родителей.
Специалист Анапского филиала Шаталова Анна-Мария Владимировна познакомила родителей с новым развивающим подходом RDI и с помощью практических упражнений продемонстрировала участникам:
- В чём смысл настоящего живого общения и как развивать у ребёнка способность к осознанному диалогу независимо от возраста и диагноза.
- Какие 2 типа коммуникации существуют у людей, а какой из них нужно развивать у особенного ребёнка.
- Чем отличается нарушение коммуникации и взаимодействия и речевые задержки у ребёнка.
- Практические рекомендации по применению декларативной коммуникации.
В завершении мероприятия родители получили в виде печатных раздаточных материалов, онлайн ссылок и электронных файлов:
- Индивидуальную диагностику «Коммуникативных и социальных компетенций ребёнка».
- 3 бесплатных видеоурока от Юлии Снежко «Аутизм. Учимся взаимодействовать».
- 2 готовые активности по RDI для занятий дома с ребёнком.
27 сентября 2024 года специалистами Лабинского филиала совместно с педагогами ГКОУ № 8 проведён практический семинар для педагогов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов школ города и района на тему: «Особенности организации образовательного процесса для детей с РАС в образовательной среде. Технологии сопровождения обучающихся с РАС». Всего присутствовало 26 человек.
Цель мероприятия – информирования специалистов об особенностях организации образовательного процесса, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС в процессе интеграции в образовательную и социокультурную среду. Огромный интерес у коллег вызвал практический опыт, представленный педагогами ГКОУ № 8.
18 сентября 2024 года на базе Ейского филиала состоялся круглый стол для специалистов психолого-педагогического сопровождения дошкольных образовательных организаций «Использование игры как метода коммуникации в работе с ребенком с РАС специалистов психолого-педагогического сопровождения». В мероприятии приняло участие 9 человек.
Специалисты обсудили методические разработки, коррекционные программы, поделились опытом использования игр для развития коммуникативных навыков и социализации ребенка с расстройствами аутистического спектра.
Педагог-психолог Ейского филиала Горгац Т.А. рассказала об использовании в работе специалиста игры как средства коммуникации.
Специалисты МБДОУ ДСКВ № 8 Зайченко А.В, Совостьянова А.Н., Мысина Т.В. поделились опытом работы по организации сенсомоторных игр с воспитанниками, использовании в работе звуковых кнопок, визуальных расписаний.
Учитель-дефектолог МБДОУ ДСКВ № 32 Боярщонок Людмила Ивановна поделилась с коллегами поиском возможных поощрений для аутичного ребенка по сенсорным реакциям.
Специалисты МБДОУ ДСКВ № 31 учитель-логопед Рыболовлева Н.В. и педагог психолог Зозуля Т.Н. поделились опытом использования различных игр в работе с ребенком с РАС.
21 мая 2024 года в Кавказском филиале в рамках Всероссийской недели родительской компетентности состоялся практический онлайн-семинар в режиме видеоконференцсвязи через систему «Сферум» на тему «Формирование навыков самообслуживания и развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра». В мероприятии приняли участие 15 родителей.
Мероприятие организовано для родителей (законных представителей) детей, а также граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
В ходе проведения онлайн-семинара родители получили практические рекомендации по формированию навыков самообслуживания и развитию речи у детей с расстройством аутистического спектра. Вниманию родителей представлены игры, упражнения, специальная литература для развития возможностей детей с расстройством аутистического спектра. Специалисты Кавказского филиала ответили на вопросы родителей, которые поступали во время трансляции.
08 мая 2024 года на базе ГКОУ школы № 10 специалистами Белореченского района проведено методическое объединение педагогов-психологов, дефектологов образовательных организаций, специалистов реабилитационного центра по теме «Необходимость комплексного сопровождения детей с РАС для их успешной интеграции в обществе». В мероприятии приняли участие 27 человек.
В рамках сетевого взаимодействия специалисты образовательных организаций и специалисты реабилитационного центра представили свой опыт комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в виде презентаций, методических разработок, практических пособий, обучающих программ. Ответственный за мероприятие учитель-дефектолог филиала Морозова Н.А.
25 апреля 2024 года в Динском филиале на платформе Telegram в чате «Поможем детям вместе» проведен родительский клуб «Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с расстройствами аутистического спектра». В мероприятии приняло участие 55 человек.
В ходе мероприятия родители ознакомились с рекомендациями и правилами общения с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: с чего стоит начинать коммуникацию с особенным ребенком; как научиться ждать, не рассчитывая на моментальный ответ ребенка; как в отношениях с детьми, родителям привлекать внимание ребенка, используя визуальное общение и простую речь.
Родители получили практические рекомендации на какие зоны опираться, как создавать мотивирующую среду при общении с ребенком.
17 апреля 2024 года специалисты Тихорецкого филиала провели мастер-класс для учителей-логопедов, учителей-дефектологов дошкольных образовательных организаций по теме: «Современные методы коррекционной работы по развитию речи детей с РАС». В мероприятии приняли участие 21 специалист из образовательных организаций муниципального образования Тихорецкий район, а также 1 специалист Тихорецкого филиала, 4 участника представили опыт работы по указанной теме.
03 апреля 2024 года специалистами ГБУ «Центра диагностики и консультирования» КК проведен практический семинар для педагогов-психологов образовательных организаций на тему: «Особенности работы с детьми с РАС». В практическом семинаре приняли участие 117 педагогов-психологов.
Коллеги поделились опытом работы с родителями детей с РАС в раннем дошкольном возрасте, а также рассказали о об особенностях обучающихся по СИПР. Были также освящены игровые технологии «стигс», применение песочной терапии. Специалисты обменялись опытом по сопровождению детей с поведенческими особенностями, рассмотрели способы развития крупной моторики у детей с РАС.
С 1 по 5 апреля 2024 года на базе Анапского филиала ГБУ КК «Центр диагностики и консультирования» в рамках Всероссийского инклюзивного фестиваля #ЛюдиКакЛюди было проведено несколько мероприятий для родителей, воспитывающих детей с аутизмом.
01 апреля состоялось открытие выставки творческих работ детей с РАС «Творчество для каждого». Данная выставка была открыта впервые в прошлом году в рамках инклюзивного фестиваля, по просьбе и отзывам участников стала ежегодной. На выставке представлены 93 творческих работы, выполненные детьми с РАС собственноручно под руководством опытного педагога и арт-педагога Букач Ольги Николаевны. Экспонаты выставки собраны педагогом и родителями за предыдущие 2 года занятий детей в творческой студии на индивидуальных занятиях. Все работы детей можно также увидеть в электронном варианте на онлайн-выставке «Творчество для каждого» (Смотреть часть 1, Смотреть часть 2) .
В очном формате выставки приняло участие 50 человек.
03 апреля проведён мастер-класс для родителей «Развитие крупной и мелкой моторики у детей с РАС посредством лепки и ИЗО». Родители получили ценные знания о доступности творчества любому ребенку, независимо от уровня развития моторных навыков и интеллекта, как в домашних условиях заниматься творчеством даже если у мамы нет расположенности к творчеству, и мама считает, что не умеет рисовать/лепить.
В мастер-классе приняли участие 23 родителя.
05 апреля 2024 года на базе Анапского филиала в рамках психолого-педагогической сопровождения родителей, воспитывающих детей с РАС, было проведено занятие «Родительского клуба» в форме обучающего семинара на тему «Обучение глобальному чтению детей с РАС», В мероприятии приняли участие 25 родителей.
В ходе встречи АВА-терапист, учитель-логопед Архипова Галина Геннадьевна, обучила родителей теоретическим и практическим аспектам метода. Участники семинара узнали, в чём особенности метода глобального чтения, для кого подходит данная методика обучения, почему стандартный подход к чтению через звуки, слоги не даётся вашему ребёнку, как научить не просто читать, а понимать смысл прочитанного. Специалисты научились первым шагам, основам данной методики, попрактиковались в паре с инструктором и самостоятельно друг с другом, получили возможность начать практиковать дома обучение ребёнка чтению по-новому.
В завершение мероприятия специалисты филиала провели интерактив по теме семинара и анализ запросов родителей на следующее занятие Родительского клуба.
По окончанию мероприятий родители поделились впечатлениями о проведённых занятиях, оставили много положительных отзывов в адрес Анапского филиала и специалистов, проводивших обучение и выразили желание участвовать в подобных занятиях в рамках фестиваля #ЛюдиКакЛюди.
В мероприятиях, проводимых в рамках фестиваля в очном формате приняли участие 98 родитель и 5 специалистов.
02 апреля 2024 года в рамках всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма специалистами Лабинского филиала проведена консультационная встреча с педагогами дополнительного образования Центра творчества имени Д. Шервашидзе г. Лабинска. Во встрече приняли участие 10 специалистов.
В ходе данного мероприятия педагогам была предоставлена информация об особенностях развития, коммуникации, поведения и обучения детей с расстройствами аутистического спектра.
14 марта 2024 года на базе Ейского филиала прошло практическое занятие для родителей воспитывающих детей с синдромом Дауна и с РАС по теме «Методы саморегуляции». В мероприятии приняли участие 6 человек.
Участники смогли на практике освоить методы саморегуляции: дыхание на снятие напряжения и мобилизации организма, узнали точки-антистрессы. В процессе занятия родители делились своими способами оптимизации эмоционального состояния. Проделали технику «Место силы», освоили технику движения глаз, визуализировали эмоции.
16 февраля 2024 года специалисты Ейского филиала провели практический семинар для специалистов муниципальных служб психолого-педагогического сопровождения обучающихся по теме «Работа психолога образовательной организации с ребенком с РАС». В мероприятии приняли участие 28 человек.
Семинар был направлен на раскрытие содержательной части работы специалистов по сопровождению детей с расстройством аутистического спектра. Обсуждены основные направления коррекционной работы психолога и современные коррекционные технологии.
Ярославцева Ольга Валерьевна, педагог-психолог, учитель-дефектолог ГКОУ КК школы-интерната с. Воронцовка поделилась опытом работы с детьми с РАС, рассказала об этапах коррекционно-развивающей работы.
Спикеры рассказали о трудностях, которые могут возникнуть у ребенка с РАС и вариантах их решения.
Мероприятие проведено на базе МБОУ лицей № 4 им. профессора Е.А. Котенко г. Ейска. В заключение организатор семинара педагог-психолог Горгац Т.А. подвела итоги мероприятия, ответила на интересующие вопросы специалистов.
15 февраля 2024 года специалисты Динского филиала на платформе Telegram-канала провели видеопрактикум для родителей на тему: «Использование средств альтернативной коммуникации в общении с детьми с РАС (карточки PECS)». В мероприятии приняли участие 45 человек.
Участники мероприятия познакомились с отличным инструментом для обучения и общего речевого развития детей аутистов – карточками PECS. PECS – это система альтернативной коммуникации, где общение происходит методом обмена изображениями с помощью специальных карточек. Их использование в обучении детей с аутизмом способствует развитию речи, помогает развивать абстрактное мышление, улучшает понимание вербальной речи, позволяет улучшить качество жизни ребенка и повысить уровень его социализации.
Были представлены особенности использования карточек PECS, этапы обучения, результаты освоения альтернативной коммуникации. Участники родительской школы были ознакомлены, как самостоятельно сделать необходимые материалы для PECS-тренинга.
14 февраля 2024 года специалистами Армавирского филиала проведен «круглый стол» для педагогов-психологов по теме «Игротерапия в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра». В рамках «круглого стола» приняли участие 14 педагогов дошкольных учреждений города Армавира.
В ходе мероприятия педагог-психолог Армавирского филиала Вдовченко Наталья Николаевна рассказала об особенностях развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Иващенко Оксана Сергеевна, педагог-психолог, учитель-логопед Армавирского филиала освятила тему применения сенсорных игр в работе с детьми с РАС. Специалисты ГКУ СО КК «Армавирского реабилитационного центра» Самедова Виталия Витальевна, педагог-психолог, и Ключникова Наталья Витальевна, воспитатель, выступили с темой: «Игротерапия в индивидуальной и групповой коррекционной работе с детьми с РАС в Армавирском реабилитационном центре». Овсепян Маргарита Эдуардовна, педагог-психолог МАДОУ № 37, поделилась опытом работы с детьми, имеющими РАС.
26 января 2024 года на базе Анапского филиала в рамках психолого-педагогической сопровождения родителей, воспитывающих детей с РАС, проведено занятие «Родительского клуба» на тему «Влияние тревожности на коммуникацию, социализацию и поведение детей с РАС». В занятии Родительского клуба приняли участие 10 родителей.
В ходе мероприятия родители получили ответы на вопросы:
✔️Определения и различия состояний страха, тревоги, тревожности.
✔️Каковы стратегии поддержки и стабилизации состояния ребёнка.
✔️Разбор реальных запросов родителей, касающихся проявлений тревожности у Вашего ребёнка.
В завершение занятия все родители получили памятки «Как помогать ребенку с повышенной тревожностью» и листовки «Социальная тревожность и аутизм».
Все участники занятия оставили положительные отзывы о мероприятии и изъявили желание продолжить работу с педагогами Анапского филиала в формате индивидуальных консультаций.
29 ноября 2023
года специалистами
Новороссийского филиала проведено методическое объединение педагогов-психологов
ОО по теме: «Организация работы
педагога-психолога в образовательной организации с детьми с РАС». В мероприятии приняли 13
человек.
В ходе мероприятия
специалисты ознакомились с опытом работы педагога-психолога образовательной
организации с детьми с РАС, рассмотрели основные этапы построения работы в
данном направлении.
23 ноября 2023 года в Динском филиале специалистами проведен родительский клуб «Игротерапия в коррекционной работе с детьми, имеющими РАС». В мероприятии приняло участие 30 человек.
В ходе мероприятия родители ознакомились с рекомендациями, как развивать и восполнять потребность эмоционального общения через игротерапию, влияние игры на развитие личности ребенка, имеющего расстройства аутистического спектра. Родители получили практические рекомендации на какие зоны опираться, как создавать мотивирующую среду при обучении ребенка.
18 октября 2023 года специалисты Армавирского филиала провели практический семинар для специалистов служб психолого-педагогического сопровождения обучающихся по теме: «Социально-бытовая адаптация детей с расстройствами аутистического спектра». В практическом семинаре приняли участие 16 педагогов дошкольных учреждений города Армавира.
В ходе мероприятия были обсуждены особенности социально-бытовой адаптации детей с РАС, рассмотрена альтернативная система коммуникации как эффективная практика сопровождения детей с РАС, освящены арт-терапевтические техники для развития эмоционально-волевой сферы аутичных детей.
29 сентября 2023 года специалисты Анапского филиала провели занятие «Родительского клуба» на тему «Профилактика эмоционального выгорания родителей детей с РАС». Мероприятие прошло в рамках психолого-педагогической сопровождения родителей, воспитывающих детей с РАС. Приняли участие 10 родителей.
В ходе встречи Шаталова Анна-Мария Владимировна, педагог-психолог Анапского филиала, провела с родителями групповое психологическое консультирование, основанное на межличностной коммуникации и интерактивной обратной связи между участниками. Участники получили ответы на основные вопросы: «Что приводит к эмоциональному выгоранию? Как определить начало выгорания? Какой ответ предлагает психологическая отрасль на выгорание? Где надёжный выход и профилактика?»
Слова благодарности педагогам и предложения для следующих живых встреч родители оставили в письменных отзывах о мероприятии.
27 сентября 2023 года на базе Ейского филиала организован и проведен круглый стол для специалистов муниципальной службы психолого-педагогического сопровождения по теме: «Проблемы в поведении ребенка с РАС». В мероприятии приняло участие 8 человек.
Педагог-психолог Горгац Татьяна Анатольевна рассказала о наиболее распространенных видах нежелательного поведения у обучающихся с РАС, подробно остановилась на 4 функциях такого поведения.
Педагог-психолог МБДОУ ДСКВ № 8 Алёна Владимировна Зайченко поделилась опытом работы по применению поведенческой терапии в работе с детьми с РАС, познакомила с наглядными пособиями, протоколами наблюдений, литературой, используемой в работе.
Учитель-дефектолог МБДОУ ДСКВ № 8 Анна Николаевна Совостьянова предоставила коллегам информацию по формированию элементов модели психического развития у дошкольников с РАС через игротерапию.
Учителя-логопеды МБДОУ ДСКВ № 31 Наталья Владиславовна Рыболовлева и Наталья Андреевна Гнездова рассказали об использовании методов арт-терапии на коррекционных занятиях.
Учитель-дефектолог МБДОУ ДСКВ № 32 Людмила Ивановна Боярщонок поделилась методами, которые использует в своей работе.
Участники обсудили важность взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения детей с РАС, необходимости вовлечения родителей в коррекционный процесс. Получили ответы коллег на интересующие вопросы.
22 сентября 2023 года специалисты Белореченского филиала провели занятие родительского клуба по теме «Вы узнали, что у ребенка аутизм: 8 рекомендаций родителям». В мероприятии приняли участие 10 человек.
Учитель-дефектолог Алексенко О.В. ознакомила родителей с особенностями развития и воспитания детей с расстройством аутистического спектра. Совместно с родителями обсуждены наиболее эффективные методы и способы взаимодействия с ребенком с аутизмом, обращено внимание на необходимость постоянного самообразования родителей. Присутствующим даны практические рекомендации по организации жизнедеятельности ребенка с аутизмом. В ходе занятия вниманию родителей была представлена презентация и вручены памятки «Вы узнали, что у ребенка аутизм: 8 рекомендаций родителям».
14 сентября 2023 года в Кавказском филиале прошла встреча с родителями детей с РАС. Учитель-логопед Драбыч А.А. представил информацию по теме: «Организация режимных моментов у детей младшего школьного возраста с РАС». В мероприятии приняли участие 12 человек.
В ходе мероприятия были обсуждены способы организации режима у детей с расстройствами аутистического спектра. Драбыч А.А. ответил на актуальные вопросы родителей по данной теме.
31 мая 2023 года специалистами ГБУ «Центр диагностики и консультирования» проведено краевое методическое объединение педагогов-психологов образовательных учреждений на тему: «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с РАС». В методическом мероприятии приняли участие 219 человек.
В ходе мероприятия коллеги поделились практическими и методическими наработками по следующим направлениям: специфика проведения коррекционных занятий с детьми РАС педагогом-психологом в образовательной организации, психолого-педагогические аспекты работы с детьми с расстройствами аутистического спектра в начальной школе, особенности психолого-педагогического сопровождения периода адаптации к ДОУ, основы поведенческой терапии детей с РАС, кинезиологические упражнения для детей с РАС, организация работы с родителями.
24 мая 2023 года специалистами Армавирского филиала проведено краевое методическое объединение педагогов-психологов по теме: «Особенности психологического сопровождения детей с РАС». В методическом объединении приняли участие 15 специалистов.
В ходе заседания рассматривались современные практики и технологии поддержки детей с расстройствами аутистического спектра, использование сенсорных игр для развития детей с РАС.
Опытом работы педагога-психолога в условиях сопровождения детей с РАС в условиях детского сада поделилась Овсепян Маргарита Эдуардовна, педагог-психолог МАДОУ № 37.
17 мая 2023 года специалисты Белореченского филиала провели методическое объединение педагогов-психологов ОО по теме «Современные технологии и подходы к работе с обучающимися с РАС», в котором мероприятии приняли участие 12 человек.
В ходе мероприятия была проработана методическая информация об особенностях деятельности и основных задачах специалистов, сопровождающих детей с расстройствами аутистического спектра, ознакомила с современными технологиями и подходами к работе с обучающимися с РАС. Специалисты ОО поделились опытом работы в данном направлении и памятки.
28 апреля 2023 года специалистами Анапского филиала проведена муниципальная «Школа мастеров» мастер-класс для педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов образовательных организаций муниципального образования город-курорт Анапа на тему «Коррекционно-развивающие занятия для детей с РАС: обучающее пространство, методы и формы работы». В мероприятии приняли участие 21 человек.
В ходе мероприятия участники мероприятия в доброжелательной профессиональной обстановке обсудили следующие вопросы: особенности организации работы с детьми с РАС в дошкольном образовательном учреждении; применение игровых технологий на коррекционно-развивающих занятиях для детей с РАС в начальных классах; опыт реализации коррекционно-развивающей программы по развитию познавательных способностей у детей с РАС; особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС на уроках музыки и ритмики в условиях коррекционной школы.
Результатом встречи для педагогов-психологов стал обмен опытом сопровождения детей с РАС с использованием разнообразных подходов и методов работы.
26 апреля 2023 года на базе Армавирского филиала прошел круглый стол для специалистов служб психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций по теме: «Технологии и методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра». В мероприятии приняли участие 12 специалистов.
В ходе мероприятия были освещены вопросы социализации ребенка с РАС в условиях реализации ФГОС АООП для детей с интеллектуальными нарушениями, психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с РАС, перспективные формы работы с семьями детей с РАС, современные практики и технологии поддержки детей данной категории.
13 апреля 2023 года в Ейском филиале прошло заседание школы мастеров по теме: «Взаимодействие с ребенком с РАС», целью которого стал обмен опытом специалистов филиала со специалистами детских садов коррекционной направленности и дошкольных учреждений, в которых воспитанники с РАС обучаются инклюзивно. В мероприятии приняли участие 8 специалистов.
Рекомендациями по установлению контакта с детьми с расстройствами аутистического спектра поделилась психолог Ейского филиала Горгац Т.А. О структурировании пространства группы, ее наполнения, а также об опыте использования визуальной поддержки воспитанников рассказала учитель-дефектолог МБДОУ ДСКВ № 8 Евдокимова В.В. Одну из структурированных техник, основанных на многократном повторении целевой реакции – методе дискретных проб, на примере обучения бытовому навыку представила учитель-дефектолог филиала Р.Г. Плионсковская. Мастер-класс «Тренинг функциональной коммуникации» провела учитель-логопед МБДОУ ДСКВ № 8 Бондаренко Т.В. Учитель-дефектолог МБДОУ № 32 Рагозина В. В. поделилась с присутствующими действенным методом совместного решения проблем на примере обучения завязывания шнурков.
11 апреля 2023 года специалистами Новопокровского филиала проведен мастер-класс для педагогов-психологов, учителей-дефектологов образовательных организаций МО Новопокровский район «Выстраивание простейшего игрового взаимодействия с ребенком с расстройствами аутистического спектра через изобразительную деятельность». В работе мастер-класса приняли участие 15 специалистов муниципалитета.
В ходе мероприятия, учитель-дефектолог Аксененко О.П. поделилась опытом взаимодействия с ребенком расстройствами аутистического спектра. Рассмотрела различные формы и методы выстраивания простейшего игрового взаимодействия через изобразительную деятельность. Показала практическое занятие, используя метод совместного рисования.
Игровое взаимодействие с ребенком с РАС через ИЗО
31 марта 2023 года на базе Анапского филиала в рамках Всероссийского инклюзивного фестиваля #ЛюдиКакЛюди было проведено несколько мероприятий для родителей, воспитывающих детей с аутизмом.
Состоялось открытие выставки творческих работ детей с РАС «Творчество для каждого». Все работы были выполнены детьми собственноручно под руководством опытного педагога и арт-терапевта Букач Ольги Николаевны. Уровень навыков каждого ребёнка разный, но даже не умея совсем рисовать или вырезать, в процессе творческих занятий с арт-терапевтом ребята достигают невиданных раньше успехов, демонстрируя завершённые работы на радость родителям и посетителям выставки.
Проведён мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей у детей с РАС посредством арт-терапии». Родители получили практические рекомендации по организации занятий творчеством в домашних условиях, подготовки среды и подбору материалов для таких занятий. А также узнали, как заинтересовать маленького ребёнка с аутизмом творческой деятельностью и сделать это не просто уроком, а частью жизни и образом мышления.
На обучающем семинаре для родителей «Введение альтернативной коммуникации для детей с РАС» АВА-инструктор, учитель-логопед Архипова Галина Геннадьевна обсудила с участниками, почему так важно дать возможность неговорящему ребёнку выражать свои просьбы, мысли и чувства через иные каналы коммуникации; как использование альтернативной коммуникации естественным образом снижает проявления нежелательного поведения у детей с РАС. Учитель-логопед рассказала, с чего необходимо начинать введение системы обмена карточками, рекомендовала специализированные методические пособия для грамотного и эффективного введения альтернативной коммуникации у ребёнка с аутизмом.
По окончанию мероприятий родители поделились впечатлениями о проведённых занятиях, оставили много положительных отзывов в адрес Анапского филиала и специалистов, проводивших обучение и выразили желание участвовать в подобных занятиях в рамках фестиваля #ЛюдиКакЛюди.
В занятиях Родительского клуба приняли участие 21 родитель и 4 специалиста.
31 марта 2023 года в рамках мероприятия, приуроченного ко дню распространения информации о проблеме аутизма, региональный ресурсный центр РАС ГБУ «Центр диагностики и консультирования» КК стал региональной площадкой Всероссийского инклюзивного фестиваля #ЛюдиКакЛюди.
Онлайн встреча специалистов служб психолого-педагогического сопровождения была посвящена созданию коррекционно-развивающей среды для успешной социализации детей с расстройствами аутистического спектра. Педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи образовательных организаций края обсудили особенности создания коррекционно-развивающей среды и организации совместной досуговой деятельности, дифференцировали способы установления контакта и формирования речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра, преимущества игротерапии как инструмента социализации.
30 марта 2023 года в преддверии 2 апреля – Дня распространения информации об аутизме специалистами Славянского филиала ГБУ КК «Центр диагностики и консультирования» педагогами-психологами Пастуховой В.В., Пекшуевой И.Л., Лабунской Ю.А. были проведены мероприятия в образовательных организациях МО: урок в 7-х классах коррекционной школы № 15, урок в 3 классе школы № 17 «Мы просто другие», групповая консультация в формате «круглого стола» для родителей детей с РАС «Психологическая помощь и поддержка родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра».
Дети на уроках активно поддерживали беседу, с интересом смотрели видеоролики. Родители получили психологическую помощь и поддержку с помощью техник интуитивного рисования.
В итоге мероприятий обучающиеся присоединились к международной акции «Зажги синим» и на каплях дождя, которые были приготовлены заранее, написали пожелания детям с РАС.
30 марта 2023 года специалистами Ейского филиала в рамках родительского клуба «Мы вместе» проведен круглый стол, посвященный всероссийской неделе распространения информации об аутизме. «Час вопросов и ответов» организован по запросу заведующей МБДОУ ДСКВ № 8 г. Ейска Елены Константиновны Минченко. В мероприятии приняли участие 13 человек.
На вопросы родителей отвечали учитель-логопед Ольга Сергеевна Боярчук, педагоги-психологи Татьяна Анатольевна Горгац и Марина Викторовна Человьян.
Родителей интересовали следующие темы: процедура подготовки к обследованию детей в ТПМПК, варианты школьных образовательных программ, доступных детям с расстройством аутистического спектра, организация тьюторского сопровождения в период адаптации ребенка в образовательном учреждении, социализация детей.
Специалисты Ейского филиала ГБУ КК «Центр диагностики и консультирования» напомнили участникам мероприятия о возможности получения консультативной помощи для родителей по вопросам обучения, воспитания и социализации детей, в том числе с расстройством аутистического спектра.
21 марта 2023 года на базе ГКОУ школы № 8 г. Лабинска состоялся межведомственный круглый стол, участниками которого стали учителя, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи образовательных организаций Лабинского района, представители муниципальных органов управления образования Курганинского, Новокубанского и Мостовского районов.
С приветственным словом к участникам мероприятия выступили заместитель начальника отдела общего образования в управлении общего образования министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Капралова О.П.; председатель Краснодарского краевого общественного движения по защите и интересов инвалидов «Содружество», комиссии по доступной, комфортной и безопасной среде Совета при главе администрации (губернатора) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека Снаксарёв П.Б.; первый заместитель Главы администрации муниципального образования Лабинский район Худасов А.Н.; исполняющий обязанности начальника управления образования Маршалко Н.Е.
На мероприятии представлена информация о деятельности регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, который действует в ГБУ «Центр диагностики и консультирования» Краснодарского края, о ведущих направлениях деятельности его Лабинского филиала по сопровождению обучающихся с расстройствами аутистического спектра и их родителей.
Большой интерес вызвали выступление клинического психолога ГБУЗ СПБ №6 Летучей О.В. об актуальных вопросах ранней диагностики детей с РАС, а также представителя управления социальной защиты населения в Лабинском районе о межведомственном взаимодействии при реализации ИПРА детей-инвалидов.
Успешным опытом по оказанию коррекционно-развивающей помощи детям с РАС, их социализации поделился директор специальной (коррекционной) школы № 8 г. Лабинска Скорик О.В.
А директор ГКУСОКК «Курганинский реабилитационный центр» Видяпина И.В. рассказало о межведомственном взаимодействии при оказании услуг детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней помощи.
С целью получения и распространения практической информации и обмена опытом, вторая часть мероприятия прошла по секциям:
1. Специфика организации процесса обучения детей с РАС;
2. Формирование и развитие творческой деятельности у обучающихся с РАС;
3. Комплексный подход в проведении коррекционной работы с обучающимися с РАС;
4. Опыт работы с детьми с РАС и их родителями в ГКУСОКК «Курганинский реабилитационный центр».
17 февраля 2023 года специалистами Ейского филиала проведен родительский клуб по теме: «Досуг для детей с РАС».
На сегодняшний день возможность участия в досуговой деятельности детей с расстройствами аутистического спектра ограничена по различным причинам. Участники обсудили необходимость получения детьми с РАС возможности иметь хобби, заниматься спортом, посещать мероприятия, так как досуг помогает поддержать и развивать коммуникативные и социальные навыки, навыки познания и саморегуляции. В ходе мероприятия родителям была представлена информация об услугах, которые могут получить дети и местах нахождения организаций, их предоставляющих.
27 января 2023 года на базе Анапского филиала в рамках психолого-педагогической сопровождения родителей, воспитывающих детей с РАС, было проведено занятие «Родительского клуба» на тему «Формирование обучающего поведения у детей с РАС». В мероприятии приняли участие 10 человек.
Мероприятие для родителей проводили специалисты, практикующие прикладной анализ поведения (АВА). В ходе мероприятия родители получили ответы на вопросы «Что такое обучающее поведение?», «С чего начинать формирование обучающего поведения у ребёнка с аутизмом?», «Как родитель самостоятельно может заниматься с ребёнком в домашних условиях?», «С помощью каких методик можно обучать ребёнка с РАС академическим навыкам: письму, чтению, счёту?»
27 октября 2022 года на базе Славянского филиала состоялся круглый стол по теме: «Совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения детей с учетом их индивидуальных особенностей в развитии, в частности детей с расстройством аутистического спектра (РАС)».
В мероприятии приняли участие заместитель начальника отдела общего образования министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Ольга Капралова, директор ГБУ «Центр диагностики и консультирования» Диана Губина, председатель Совета Краснодарского краевого общественного движения по защите прав и интересов инвалидов «Содружество», комиссии по доступной, комфортной и безопасной среде Совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека Павел Снаксарев, заместитель главы МО Славянский район по социальным вопросам Виталий Титаренко, заместитель главного врача по детству и родовспоможению Славянской ЦРБ Галина Сягайло, заместитель начальника управления образования МО Славянский район Светлана Духнай, заведующая МАДОУ №1 Яна Артюхина, директор МБОУ СОШ № 28 Марина Рябцева, заместитель директора ГКОУ школы № 15 Лилиана Киек, методист отделения «Жар-Птица» Людмила Конева, педагог АНО «Инклюзивный Центр раннего развития «Росток Надежды» Екатерина Пелипенко, руководитель Тимошевского филиала ГБУ КК «Центр диагностики и консультирования» Ирина Ситникова.
На заседании круглого стола представители образовательных организаций проинформировали о системе помощи детям с расстройством аутистического спектра, выстроенной в Славянском районе. Участники круглого стола обсуждали актуальные проблемы межведомственного взаимодействия, позволяющего сделать процесс психолого-педагогического, медицинского, социального сопровождения детей с РАС непрерывным.
В настоящее время численность детей с РАС в Славянском районе составляет 37 человек (в 2018 году – 30). Большая часть детей проживает в г. Славянске-на-Кубани (26 человек). 28 детей обучаются в образовательных организациях края, из них 18 детей – в государственном общеобразовательном учреждении, 9 детей воспитываются в дошкольных организациях.
9 детей с РАС посещают группы «Особый ребенок» на базе МАДОУ д/с к/в №1 и МАДОУ д/с к/в № 15. Для обеспечения своевременной и комплексной помощи детям раннего возраста и их семьям на базе дошкольных образовательных организаций города и района для детей с ОВЗ функционирует 18 консультационных пунктов. Методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь семьям с РАС оказывается Славянским филиалом ГБУ КК «Центр диагностики и консультирования», территориальной ПМПК, дошкольными образовательными учреждениями.
Особая роль в становлении системы помощи детям с РАС принадлежит родительскому сообществу. В последние годы родительское сообщество растет, объединяется в общественные организации.
В настоящее время общественные организации разрабатывают свои собственные инновационные проекты, участвуют в конкурсах президентских грантов и грантов администрации Краснодарского края. Успешно реализует проект во взаимодействии с государственными органами, учреждениями АНО «Инклюзивный Центр раннего развития «Росток Надежды», решая ряд практических задач в сфере реабилитации детей с РАС, повышения профессиональной компетенции специалистов.
В ходе заседания круглого стола были об означены следующие проблемы, решение которых требует управленческих, организационных решений, системной работы:
- кадровый дефицит в системе образования, здравоохранения, в том числе специалистов, имеющих специальную подготовку для работы с данной категорией детей;
- недостаточная подготовка по данному направлению работы действующих специалистов;
- недостаточная укомплектованность детскими неврологами и трудности приема (вместе в одной очереди нормодети и дети с ОВЗ);
- подготовка тьюторов для сопровождения детей с РАС в системе образования и введение ставок тьюторов, ассистентов в штатное расписание образовательных организаций;
- формирование толерантного отношения общества к «особым детям»;
- недостаточное межведомственное взаимодействие, не позволяющее сделать процесс психолого-педагогического, медицинского, социального сопровождения детей с РАС непрерывным.
По итогам обсуждения с целью совершенствования существующей системы сопровождения лиц с РАС участники круглого стола считают целесообразным рекомендовать:
ГБУ «Центр диагностики и консультирования» КК, Славянскому филиалу ГБУ КК «Центр диагностики и консультирования», управлению образования муниципального образования Славянский район, Славянской ЦРБ продолжить:
- межведомственной взаимодействие специалистов психиатрической службы, ПМПК, образовательных организаций, организаций социального обслуживания в организации комплексного сопровождения лиц с РАС;
- работу по повышению уровня профессиональной компетентности специалистов, оказывающих комплексную помощь детям с РАС и их родителям;
- проведение совместных тематических мероприятий по проблемам сопровождения детей с РАС с привлечением разных областей;
- распространение методических пособий, рекомендаций для специалистов и родителей.
ГБУ «Центр диагностики и консультирования» КК, Славянскому филиалу ГБУ КК «Центр диагностики и консультирования» продолжить:
- консультирование родителей, воспитывающих детей с РАС;
- работу по повышению компетентности специалистов, оказывающих комплексную помощь детям с РАС.
Управлению образования администрации муниципального образования Славянский район организовать:
- оказание методической, организационной помощи общеобразовательным организациям по организации инклюзивного образования, уделив особое внимание вопросам преемственности дошкольного и общего образования;
- работу по подготовке и комплектованию образовательных организаций специалистами; введению в штатное расписание образовательных организаций тьюторов, ассистентов (при необходимости);
- меры по созданию в учреждениях дополнительного образования условий для работы с детьми с РАС;
Ассоциации социально-ориентированных некоммерческих организаций продолжить работу по организации продвижения лучших практик в сферу грантовых поддержек; информировать муниципальные образования края о положительном опыте работы; помочь в расширении общественных объединений в МО занимающихся больными детьми; создать единую базу общих практик СОНКО и консультативных «Точек опоры» для их тиражирования.
21 октября 2022 года специалистами Лабинского филиала был проведен практический семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов образовательных организаций на тему: «Особенности развития речи детей с РАС. Современные методы коррекционной работы».
В ходе мероприятия специалисты обсудили особенности речевого развития у данной категории детей, а также представили опыт работы по развитию речи детей с РАС в условиях коррекционных занятий. Учителя-логопеды и учителя-дефектологи проработали различные методы и способы коррекционной работы в игровой форме.
16 сентября 2022 года на базе Анапского филиала в рамках психолого-педагогической сопровождения родителей, воспитывающих детей с РАС, был проведён «Круглый стол» в форме обучающего семинара-практикума на тему «Нежелательное поведение: откуда берётся и что с этим делать?». В мероприятии приняли участие 10 родителей.
Во время семинара-практикума у родителей была возможность не только познакомиться с методами и техниками работы поведенческого терапевта, но и отработать многие приёмы работы друг с другом, чтобы принять их в ежедневную практику взаимодействия со своими детьми. После обучающего семинара педагоги Анапского филиала провели интерактивную часть мероприятия: дискуссия родителей, специалистов и педагогов в формате «Вопрос-ответ». В ходе интерактива были озвучены вопросы по организации обучения, специальной коррекционной помощи и сопровождения, создания условий для эффективных занятий на дому со своим ребёнком, возможности прохождения курсов социальной реабилитации.
Для проведения обучающего семинара был приглашён учитель-дефектолог ГКОУ школы-интернат № 28, практикующий АВА-инструктор, работающий с детьми с РАС по коррекции нежелательного поведения.
23 июня 2022 года специалистами ГБУ «Центра диагностики и консультирования» КК была проведен «Родительский клуб» на тему «Игровое взаимодействие с детьми с расстройством аутистического спектра». В данном мероприятии приняли участие 45 родителей, посещающих коррекционно-развивающие занятия Центра.
В рамках мероприятия родителям была представлена общая характеристика особенностей сенсорных игр и способы их использования с детьми с ОВЗ. Также родители получили информацию о взаимодействии с детьми с РАС в виде буклетов.
26 мая 2022 года в Кавказском филиале состоялся практический семинар для специалистов службы психолого-педагогического сопровождения детей с РАС «Обучение социально-бытовым навыкам детей с РАС» на платформе ZOOM.
В ходе мероприятия 34 специалиста дошкольных образовательных организаций Кавказского района узнали о развитии навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра, особенностях организации приёма пищи. Также участники семинара познакомились со способами коррекции речевых нарушений у детей с РАС: устранении одного из дефектов звукопроизношения – бокового сигматизма.
13 мая 2022 года специалистами Армавирского филиала проведен круглый стол для педагогов службы сопровождения по теме: «Организация взаимодействия в команде специалистов при обучении детей с РАС в общеобразовательной школе». В мероприятии приняли участие 33 специалиста образовательных организаций г. Армавира.
В ходе круглого стола были представлены направления деятельности РРЦ РАС на территории муниципального образования город Армавир, рассмотрены особенности организации образовательного процесса в начальной школе для детей с РАС, создание для них специальных образовательных условий обучения в начальной школе, обозначены функции специалистов психолого-педагогического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС.
Специалисты образовательных организаций г. Армавира поделились опытом коррекционной работы с обучающимися с РАС, индивидуального педагогического сопровождения, представили систему работы с детьми данной категории, осложненной умственной отсталостью.
22 апреля 2022 года специалистами Анапского филиала проведено муниципальное методическое объединение педагогов-психологов общеобразовательных организаций по теме «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с РАС педагогом-психологом общеобразовательной организации».
В процессе мероприятия коллеги обсуждали вопросы: «Особые образовательные потребности детей с РАС в работе психолога коррекционной школы» и «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с РАС, посредством индивидуального психоконсультирования родителей».
Результатом встречи для педагогов-психологов стал обмен опытом индивидуального сопровождения детей аутистов с использованием разнообразных подходов и методов работы. Психологи также отметили важность получения повышения квалификации в данном направлении именно в очном режиме обучения.
В мероприятии приняли участие 13 человек.
28 марта – 01 апреля 2022 года специалистами Курганинского филиала проведены мероприятия с целью обогащения родителей знаниями и умениями в воспитании и обучении детей с расстройствами аутистического спектра.
Специалисты филиала оказали консультативную помощь родителям по вопросам особенностей развития детей с РАС, разработали памятки и буклеты «Памятка для родителей по коррекции аутизма у детей», «Правила общения с аутичными детьми», «Советы родителям ребенка аутиста». Совместно с родителями был организован конкурс детских рисунков. Все полезные материалы для родителей были размещены на информационном стенде филиала.
1 апреля 2022 года специалистами Анапского филиала проведено мероприятие, приуроченное ко Всемирному дню информирования об аутизме, в форме интерактивного родительского собрания-презентации на тему «Организация обучающего пространства для детей с РАС».
В ходе мероприятия специалисты Центра совместно с родителями рассмотрели с помощью демонстрационных мультимедийных материалов, какие условия необходимы для успешного обучения детей с аутизмом в образовательных учреждениях и какие из них можно создать для домашнего обучения.
В качестве практических рекомендаций родителям были представлены «6 правил общения с ребёнком аутистом», в процессе обсуждения которых, родители поделились друг с другом своим опытом взаимодействия и коммуникации с ребёнком как при обучении, так и в обычной жизни.
Специалисты филиала провели для родителей обзорную экскурсию учебных помещений, в каждом из которых педагогом-психологом был продемонстрирован комплекс упражнений для занятий с детьми с РАС по развитию межполушарного взаимодействия, мелкой и крупной моторики, сенсорной интеграции и творческих способностей. Родители активно принимали участие в демонстрации элементов коррекционно-развивающих занятий, принимая на себя роль ребёнка или педагога.
В мероприятии приняли участие 8 родителей и 3 специалиста Анапского филиала.
1 апреля 2022 года в Ейском филиале прошла встреча с родителями, посвященная Дню распространения информации об аутизме: «Дети-индиго – кто они?»
На встрече был задан вопрос: «Являются ли дети с расстройствами аутистического спектра детьми-индиго?» Участниками мероприятия совместно с педагогом-психологом филиала Мариной Павловной Агейченковой были обсуждены общие черты и различия между детьми с расстройствами аутистического спектра и детьми, которых называют «детьми-индиго». Особое внимание уделялось методическим материалам и информационным источникам для родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. B заключительной части встречи участникам был предложен список полезной литературы и ссылки на электронные ресурсы по теме.
31 марта 2022 года специалистами Кавказского филиала проведен практический семинар для специалистов службы сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра по теме «Начальный этап коррекционной работы с ребенком РАС: знакомство, установление контакта».
Учителя-логопеды обсудили актуальные вопросы по данной теме, в том числе как устанавливать контакт с детьми с РАС, поделились опытом работы по развитию речи.
В мероприятии приняли участие 40 специалистов дошкольных образовательных организаций и Кавказского филиала.
18 марта 2022 года специалистами Ейского филиала по запросу начальника управления образованием администрации Ейского района организован и проведен час вопросов и ответов для родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра в режиме видеоконференцсвязи. Во встрече приняли участие 12 человек.
В мероприятии были раскрыты вопросы по адаптации особенного ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения, обучению пищевому поведению, проявлению агрессии и аутоагрессии, образовательным программам и возрасту поступления детей с расстройствами аутистического спектра в школу.
25 февраля 2022 года на базе Кавказского филиала проведен практический семинар для специалистов службы сопровождения детей с РАС по теме «Начальный этап коррекционной работы с ребенком с РАС: знакомство, установление контакта».
В ходе мероприятия педагоги поделились опытом коррекционной работы с аутичным ребенком на начальном этапе (знакомство, установление контакта), представили игровые практики, а также способы оказания логопедической помощи детям с РАС.
17 февраля 2022 года специалистами ГБУ «Центр диагностики и консультирования» КК проведено методическое объединение педагогов-психологов образовательных организаций по теме «Особый ребенок в семье. Работа с детьми с РАС». В мероприятии приняли участие 224 специалиста.
В рамках методического объединения педагоги-психологи поделились методами и приемами, благодаря которым достигают успехов в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Психологи школ и детских садов представили опыт сопровождения семей, имеющих особых детей.
9 декабря 2021 г. министерством образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края проведено совещание со специалистами муниципальных органов управления образованием, ответственных за обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. В нем приняло участие 65 человек.
Одна из тем повестки дня - деятельность Регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Материалы мероприятия доступны по ссылке.