Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

РРЦ РАС

В целях развития и совершенствования системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра с 1 сентября 2021 года на базе нашего учреждения действует региональный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС (далее – РРЦ).

Основными направлениями деятельности РРЦ являются: информационно-аналитическая деятельность (проведение мониторинговых исследований и их анализ), организационно-методическое обеспечение (координация деятельности образовательных организаций и педагогических работников, осуществляющих образование, воспитание и психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС, оказание им консультативной помощи), практическая помощь семьям, воспитывающим детей с РАС.

Наш РРЦ готов к сотрудничеству с образовательными организациями. Мы поможем выстроить эффективную коррекционную работу с ребенком, подскажем как правильно организовать пространство для реализации адаптированной образовательной программы обучающегося с РАС, ответим на вопросы, касающиеся психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи ребенку.

Руководитель РРЦ – Шабанова Елена Николаевна, заместитель директора по организационно-методической работе.

Положение РРЦ РАС

Об аутизме

Аутизм — неврологическое расстройство, при котором снижается способность устанавливать эмоциональный контакт, общаться и развиваться социуме. Аутизм очень распространенное нарушение. Проблема детского аутизма является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных по приблизительной оценке, распространённость расстройств аутистического спектра составляет 6 на 1000 человек, причём у мальчиков подобные состояния отмечаются примерно в 4 раза чаще, чем у девочек.

Причины аутизма тесно связаны с генами, однако генетика заболевания сложна, и в настоящий момент неясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов, либо изменения в них.

Аутизму свойственны многообразные устойчивые проявления, как правило, без ремиссий. Признаки детского аутизма проявляются в возрасте до трёх лет, но зачастую родители замечают первые тревожные моменты в поведении и развитии раньше. Младенцы с аутизмом реже улыбаются и смотрят на других людей, реже откликаются на собственное имя. У детей с аутизмом отмечается более позднее возникновение лепета, необычная жестикуляция, слабая реакция на попытки общения. Ребенок редко смотрит в глаза, не предвосхищает изменением позы попытку взять его на руки, а свои желания чаще выражает, манипулируя рукой другого человека. В возрасте от трёх до пяти лет такие дети не склонны спонтанно приближаться к другим людям, реагировать на их эмоции, подражать чужому поведению. Более взрослые дети с расстройствами аутистического спектра хуже справляются с задачами на распознавание лиц и эмоций. Симптомы обычно сохраняются и у взрослых, зачастую в смягчённой форме. 

 

ТРУДНОСТИ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ:

  • низкая стрессоустойчивость, часто расстраиваются, плачут, кричат;   
  • не проявляют инициативу;
  • стереотипичны в действиях;
  • трудно выражают свои желания, предпочтения, им сложно поддерживать разговор;
  • своеобразные речевые интонации, мимика, движения;
  • наивность, не учитывают обратную связь в общении, не понимают подтекста, юмора;
  • трудно сосредоточить и удержать внимание, сложно контролировать свое поведение;
  • недостаточно целостное представление о себе и о событиях своей жизни (отдельные яркие впечатления);
  • фрагментарность в представлениях о мире.

Несмотря на то, что ребёнку с аутизмом можно помочь в обретении навыков самопомощи, социальных взаимодействий и общения, в настоящий момент неизвестны методы, способные полностью излечить от аутизма.

Основные усилия должны быть направлены на следующее:

  • коррекция нарушений поведения
  • медико-психологическая терапия
  • семейная терапия 

2 апреля -  Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

 

Сегодня родителям часто приходится слышать, что у их ребенка аутизм. Аутизмом называют расстройства и выраженный дефицит эмоций и сферы общения. Слово «аутизм» обозначает ушедшего в себя человека, или человека внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек с трудом проявляет свои эмоции, с трудом начинает речевое обращение с окружающими. Действия зачастую не находят понимания у других людей.

Опыт коррекционно-развивающих занятий специалистов с детьми с РАС доказывает их высокую эффективность. Дети учатся выражать свои желания и эмоции, выстраивать общение в другими детьми и взрослыми, искать свое место в обществе. Вне зависимости от степени проявления расстройства, все дети с таким диагнозом нуждаются в развивающих и обучающих программах, коррекционных занятиях с логопедами, дефектологами, психологами. Ранние и последовательные усилия специалистов и родителей по формированию проявлений спектра эмоций и закреплению навыков социального взаимодействия ребенок приводят к максимально успешной социализации в дальнейшем.

В нашем Центре учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи проводят с детьми с РАС индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, оказывают комплексную психолого-педагогическую помощь. С целью успешной адаптации и социализации детей с РАС в обществе, специалисты Центра помогают развивать им эмоциональную сферу и социальное взаимодействие. В специально оборудованных сенсорных комнатах для этого используется разнообразные развивающие пособия и игры.

На сегодняшний день специалисты Центра и филиалов проводят коррекционно-развивающие занятия с 25 детьми с РАС. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение получают 14 семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.  

Для родителей Ейского района специалистами филиала была проведена встреча, на которой обсуждались вопросы по адаптации особенного ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения, обучению пищевому поведению, проявлению агрессии и аутоагрессии,  возрасту поступления детей в школу.

С целью оказания методической помощи педагогам-психологам образовательных организаций специалистами Центра проведено методическое объединение по теме «Особый ребенок в семье. Работа с детьми с РАС».


В данном мероприятии были представлены методы и приемы, благодаря которым педагоги могут достичь значительных результатов в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

В Кавказском филиале проведен практический семинар для специалистов службы сопровождения детей с РАС по теме «Начальный этап коррекционной работы с ребенком с РАС: знакомство, установление контакта». В ходе мероприятия педагоги поделились опытом коррекционной работы с аутичным ребенком на начальном этапе (знакомство, установление контакта), представили игровые практики, а также способы оказания логопедической помощи детям с РАС.

Для просвещения родителей по проблеме аутизма в Центре и филиалах расположены информационные стенды, где можно узнать об особенностях детей с РАС, способах их воспитания и развития, организациях, предоставляющих им услуги. Также полезную информацию можно получить в выпускаемых Центром буклетах:

Краткие рекомендации для родителей по воспитанию ребенка с РАС

Информационные ресурсы для родителей с детьми с РАС

Рекомендации по работе с аутичным ребенком (памятка для педагогов)

Что нужно знать об аутизме. Для родителей

Способы устранения бокового сигматизма

Игровое взаимодействие с детьми с РАС

- Обучение письму

Рекомендации педагога-психолога

Рекомендации по развитию внимания

Рекомендации учителя-дефектолога

Рекомендации учителя-логопеда