В целях развития и совершенствования системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра с 1 сентября 2021 года на базе нашего учреждения действует региональный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС (далее – РРЦ).
Основными направлениями деятельности РРЦ являются: информационно-аналитическая деятельность (проведение мониторинговых исследований и их анализ), организационно-методическое обеспечение (координация деятельности образовательных организаций и педагогических работников, осуществляющих образование, воспитание и психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС, оказание им консультативной помощи), практическая помощь семьям, воспитывающим детей с РАС.
Наш РРЦ готов к сотрудничеству с образовательными организациями. Мы поможем выстроить эффективную коррекционную работу с ребенком, подскажем как правильно организовать пространство для реализации адаптированной образовательной программы обучающегося с РАС, ответим на вопросы, касающиеся психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи ребенку.
Руководитель РРЦ – Шабанова Елена Николаевна, заместитель директора по организационно-методической работе.
Об аутизме
Аутизм — неврологическое расстройство, при котором снижается способность устанавливать эмоциональный контакт, общаться и развиваться социуме. Аутизм очень распространенное нарушение. Проблема детского аутизма является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных — по приблизительной оценке, распространённость расстройств аутистического спектра составляет 6 на 1000 человек, причём у мальчиков подобные состояния отмечаются примерно в 4 раза чаще, чем у девочек.
Причины аутизма тесно связаны с генами, однако генетика заболевания сложна, и в настоящий момент неясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов, либо изменения в них.
Аутизму свойственны многообразные устойчивые проявления, как правило, без ремиссий. Признаки детского аутизма проявляются в возрасте до трёх лет, но зачастую родители замечают первые тревожные моменты в поведении и развитии раньше. Младенцы с аутизмом реже улыбаются и смотрят на других людей, реже откликаются на собственное имя. У детей с аутизмом отмечается более позднее возникновение лепета, необычная жестикуляция, слабая реакция на попытки общения. Ребенок редко смотрит в глаза, не предвосхищает изменением позы попытку взять его на руки, а свои желания чаще выражает, манипулируя рукой другого человека. В возрасте от трёх до пяти лет такие дети не склонны спонтанно приближаться к другим людям, реагировать на их эмоции, подражать чужому поведению. Более взрослые дети с расстройствами аутистического спектра хуже справляются с задачами на распознавание лиц и эмоций. Симптомы обычно сохраняются и у взрослых, зачастую в смягчённой форме.
ТРУДНОСТИ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ:
Несмотря на то, что ребёнку с аутизмом можно помочь в обретении навыков самопомощи, социальных взаимодействий и общения, в настоящий момент неизвестны методы, способные полностью излечить от аутизма.
Основные усилия должны быть направлены на следующее:
2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
Сегодня родителям часто приходится слышать, что у их ребенка аутизм. Аутизмом называют расстройства и выраженный дефицит эмоций и сферы общения. Слово «аутизм» обозначает ушедшего в себя человека, или человека внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек с трудом проявляет свои эмоции, с трудом начинает речевое обращение с окружающими. Действия зачастую не находят понимания у других людей.
Опыт коррекционно-развивающих занятий специалистов с детьми с РАС доказывает их высокую эффективность. Дети учатся выражать свои желания и эмоции, выстраивать общение в другими детьми и взрослыми, искать свое место в обществе. Вне зависимости от степени проявления расстройства, все дети с таким диагнозом нуждаются в развивающих и обучающих программах, коррекционных занятиях с логопедами, дефектологами, психологами. Ранние и последовательные усилия специалистов и родителей по формированию проявлений спектра эмоций и закреплению навыков социального взаимодействия ребенок приводят к максимально успешной социализации в дальнейшем.
В нашем Центре учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи проводят с детьми с РАС индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, оказывают комплексную психолого-педагогическую помощь. С целью успешной адаптации и социализации детей с РАС в обществе, специалисты Центра помогают развивать им эмоциональную сферу и социальное взаимодействие. В специально оборудованных сенсорных комнатах для этого используется разнообразные развивающие пособия и игры.
На сегодняшний день специалисты Центра и филиалов проводят коррекционно-развивающие занятия с 25 детьми с РАС. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение получают 14 семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
Для родителей Ейского района специалистами филиала была проведена встреча, на которой обсуждались вопросы по адаптации особенного ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения, обучению пищевому поведению, проявлению агрессии и аутоагрессии, возрасту поступления детей в школу.
С целью оказания методической помощи педагогам-психологам образовательных организаций специалистами Центра проведено методическое объединение по теме «Особый ребенок в семье. Работа с детьми с РАС».
В данном мероприятии были представлены методы и приемы, благодаря которым педагоги могут достичь значительных результатов в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
В Кавказском филиале проведен практический семинар для специалистов службы сопровождения детей с РАС по теме «Начальный этап коррекционной работы с ребенком с РАС: знакомство, установление контакта». В ходе мероприятия педагоги поделились опытом коррекционной работы с аутичным ребенком на начальном этапе (знакомство, установление контакта), представили игровые практики, а также способы оказания логопедической помощи детям с РАС.
Для просвещения родителей по проблеме аутизма в Центре и филиалах расположены информационные стенды, где можно узнать об особенностях детей с РАС, способах их воспитания и развития, организациях, предоставляющих им услуги. Также полезную информацию можно получить в выпускаемых Центром буклетах:
- Краткие рекомендации для родителей по воспитанию ребенка с РАС
- Информационные ресурсы для родителей с детьми с РАС
- Рекомендации по работе с аутичным ребенком (памятка для педагогов)
- Что нужно знать об аутизме. Для родителей
- Рекомендации педагога-психолога
- Рекомендации по развитию внимания
- Рекомендации учителя-дефектолога
- Рекомендации учителя-логопеда