Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Игры и упражнения на развитие внимания, мышления и памяти

педагог-психолог Славянского филиала

Марина Александровна Белик

Игры и упражнения нужны, чтобы объединить участников для совместного проведения времени, развитие различных свойств внимания (распределения, концентрации, переключения), словесно-логического мышления, зрительной памяти.

Упражнение «Муха»

Нужно взять листок бумаги и расчертить его на 16 клеток (4 на 4). Отдельно нарисовать муху и вырезать ее (можно использовать предмет, который будет ее символизировать, например, пуговицу). Поставить муху на произвольную клетку и приказывать ей двигаться в определенном направлении.

После нескольких таких приказаний (клеточка вверх, две вниз и т. д.) спросить у ребенка, где муха находится сейчас. Если прозвучал правильный ответ, передвинуть ее на соответствующую клетку, если нет, повторить и продемонстрировать ее движение.

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диктант для мухи: две клетки вниз, одна клетка вправо, две клетки вверх, одна клетка, две клетки вверх; одна клетка влево, две клетки вниз, две клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо.

Игра для развития внимания «Корректор»

В первую очередь следует объяснить ребенку, чем именно занимается корректор. Далее взять большой старый журнал или книгу. Попросить ребят одновременно вычеркивать букву «а», подчеркивать буквы «н». Причем делать это нужно за определенное время.

Упражнение: «Молчу - шепчу - кричу»

Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребятам. Они должны реагировать соответствующим образом.
Подобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.

Упражнение «Прикосновения»

Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить в мешочек на стол возле ребят. Предложить определить, что именно за предмет у них в руках. Предметы доставать поочередно каждому из ребят.

Упражнение «Печатная машинка»

Между участниками распределяются буквы: гласные (а, о, и, ы, и так далее) и согласные (н, м, к, с, п, и так далее). Ведущий называет буквы, участники хлопают, услышав свою букву. Потом прохлопываем слоги: на, со, ма, ны, па, и так далее. Затем усложняем: участникам загадывается слово или фраза. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Упражнение «Ответы за другого»

Участникам предлагается взять большой лист бумаги и разделить вертикальными линиями на 3 части. В верхней части среднего столбца подписать своё игровое имя. Над левым столбцом написать имя человека сидящего слева. Над правым столбцом – имя человека, сидящего справа.
Инструкция: Итак, сейчас прозвучат вопросы. Их записывать не нужно. Ставьте номера вопросов и записывайте (зарисовывайте) ответы, которые, по вашему мнению, дают ваши партнеры. Не спешите, попробуйте вжиться во внутренний мир человека, от имени которого вам приходится писать (рисовать). В среднем столбце вы отвечаете за себя. Отвечайте кратко и определенно.
Возможный перечень вопросов:
– Ваш любимый цвет.
– Ваше любимое мужское имя.
– Ваше любимо женское имя.
– С симпатией ли вы относитесь к домашней живности? Если да, то кого предпочитаете: собак, кошек, птиц, рыбок или кого-то другого.
– Ваше любимое времяпрепровождение.
– Фильмы, какого жанра вы предпочитаете?
– Музыкальные предпочтения.

Упражнение «Какой цвет?»

Выбирается водящий. Водящий всем раздает карточки с названием цвета: красный, зеленый, синий, коричневый, черный, серый, желтый, оранжевый. Водящий вслух называет предметы, которые определенного цвета от природы. Например, небо, ёлка, клубника, малина, цыплёнок и так далее. Игроки слышат предметы своего цвета и встают при произнесении. Все должны догадаться, о каком цвете идет речь.



Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у дошкольников

педагог-психолог

Аверина Марина Станиславовна

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

1. Пальчиковая гимнастика.

Это уникальное средство развития моторики и речи ребенка. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи. пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

2. Сортировка мелких предметов.

Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок, пуговиц, круп.

3. Лоскутки.

Возьмите несколько кусочков тканей с различной текстурой: шерсть, крупная вязка, бархат, шелк. Предложите ребёнку потрогать каждый и описать свои ощущения.

4. Шнуровка.

Очень хорошо развивают мелкую моторику у малышей обыкновенные шнурки. Можно приобрести специальную рамку со шнуровкой, а можно учить малыша на примере его собственных ботиночек. Завязывайте узелки, а потом развязывайте их, застегивайте пуговки.

5. Помпоны и пинцет.

Требуется разложить при помощи пинцета помпоны в формочки для льда.

6. Сортировка семян.

Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.

7. Кукольная одежда на прищепках.

Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.

8. Коробочка с прищепками.

Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, можно наклеить круглые стикеры с буквами по краю коробки и написать соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.

9. Упражнение с дыроколом.

Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.

10. Трубочки для коктейля.

Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

11. Наматывание ниток.

Заранее подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигурки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.

12. Бусы.

Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.



Рекомендации для родителей по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников

учитель-логопед Тихорецкого филиала

Наталья Анатольевна Мельникова

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноценного речевого общения. Применение коррекционной системы, разработанной согласно особенностям нарушения слоговой структуры у детей, позволяет значительно снизить выраженность данного нарушения или полностью его устранить как в устной, так и в письменной речи.

Наиболее эффективные результаты по преодолению нарушений слоговой структуры слов достигаются при проведении тщательной подготовительной работы. Необходима коррекция не только звукопроизношения, но и слухо-моторных координаций (например, воспроизведение ритмов по слуховому образцу), коррекция речевого дыхания, развитие артикуляционного праксиса. Такая работа облегчает детям артикуляционные переключения и предотвращает пропуски и замены слогов.

Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов

«Прошагай слово»

На полу лежат «листы клёна» («камушки», «облака», «цветы» и т.п.), вырезанные из цветной бумаги. Образуются на две команды. При произнесении слов на каждый слог делается шаг. Если слово разделено на слоги неверно, ребёнок возвращается на исходную позицию. Второй игрок начинает движение с листа, на котором остановился первый игрок и т. д. Побеждает команда, которая первая дойдёт до финиша. Общее количество слогов в словах у обеих команд должно быть равным.

«Поднимись по лесенке»

Необходимо, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова могут быть предложены устно или изображены на картинке.

«Магазин»

Играющим раздаются «деньги» - карточки с нарисованными точками (одной, двумя, тремя, четырьмя). У логопеда на столе разложены картинки с изображением товаров. Дети по очереди «покупают» товар так, чтобы в его названии было столько слогов, сколько точек на карточке. Игра продолжается, пока игроки не потратят все «деньги».
Продукты: масло, сыр, помидоры, молоко…
Школьные принадлежности: тетрадь, линейка, клей, учебники…
Игрушки: мишка, кубики, мяч, Буратино…

«Игра с мячом»

Необходимо ударить мячом об пол (или невысоко подкинуть мяч) столько раз, сколько слогов в слове. Удары (или подкидывания) сопровождаются чётким произнесением слогов.

Желаем успехов!



Чем занять ребёнка?

учитель-дефектолог Лабинского филиала

Евгения Владимировна Дедова

Уважаемые родители!

У вас появилась уникальная возможность взрослых со своими детьми находиться дома круглосуточно. Как же родителям и детям организовать досуг и совместное времяпрепровождение. Как распланировать день, чтобы дети имели возможность общаться, развлекаться, и развиваться? Ребенку дошкольного возраста, в отличие от школьника, нужно помочь организовать свою деятельность. Поддерживайте привычный ритм жизни, насколько это возможно, или создавайте новые семейные традиции, вовлекая детей. Старайтесь использовать игровые формы, особенно во время обучения. Какую деятельность предложить дошкольнику в течение дня?

Игровая деятельность

Игра всегда привлекает ребенка. Она является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Игровая деятельность способствует развитию у ребенка навыков, умений, необходимых для самообслуживания и оказания помощи взрослым. В сюжетно-ролевых играх ребенок воспроизводит и моделирует уборку, стирку, прием пищи, одевание и раздевание на примере куклы или другой игрушки.

Трудовая деятельность

У малышей есть желание самостоятельно выполнять некоторые трудовые поручения — мыть посуду, накрывать на стол, убирать, подметать. Поэтому ребенку следует давать посильные трудовые поручения. Которые будут способствовать становлению его личности, формированию объективной самооценки и самоутверждению.

Художественно-продуктивная деятельность

Рисование, лепка, аппликация, конструирование — это то, что, ребенку нравится делать больше всего после игры. В этих видах художественно-продуктивной деятельности малыш имеет возможность воплотить свои замыслы и реализовать творческие способности, независимо от взрослого.

Развитию мелкой моторики руки ребёнка помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но – небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять) игры с мелкими предметами (мозайка).

Обратите внимание!

  1. Важно, чтобы родители контролировали пребывание ребенка перед компьютером или планшетом. Нужно организовать пребывание на свежем воздухе (в условиях карантина это возможно на лоджии, балконе), обязательно частое проветривание помещения, в котором ребенок проводит время.
  2. Ребенку также будет полезно послушать сказку, рассказ, выучить стихотворение, пересказать прочитанное произведение. Это можно сделать с помощью вопросов, рисунков. Интересная форма работы – это составление сказки, возможно ее героями будут нереальные фантастические создания и пусть ребенок дает волю своим фантазиям, а взрослый записывает сказку и собирает в семейную копилку. возможно это войдет в добрую традицию в вашей семье, и таких произведений будет еще много.
  3. Сейчас есть много интересных настольных игр, которые развивают логическое мышление, память, внимание — и это тоже будет интересным времяпрепровождением, для вас и ваших детей.
  4. Еще одним не менее интересным занятием для ребенка будет исследовательская деятельность. Можно с ребенком провести различные опыты, ознакомиться со свойствами некоторых материалов.
  5. Можно организовать тематические домашние вечеринки, подготовить сценарий, костюмы, декорации, конкурсы, призы. Также, можно устроить семейный просмотр фильма, предварительно проведя инсценировку посещения домашнего кинотеатра с продажей и покупкой билетов, соков.
  6. Не изолируйте ребенка от общества. Поддерживайте контакт с друзьями и близкими. Ребенок может общаться с друзьями и близкими, которых вы не можете посетить лично, используя видеочаты.
  7. Некоторое время можно уделить просмотру мультфильмов и развивающих и познавательных видео на YouTube канале.
  8. И не забывайте про тихий час.


Как помочь ребёнку преодолеть страхи?

педагог-психолог

 Ярошенко Ольга Евгеньевна

Страхи – это естественная реакция, защитный механизм, который предостерегает совершать опасные и необдуманные поступки. Видов страхов очень много, от абсурдных простых до фантазийных навязчивых. Главное в такой ситуации, понять и попытаться помочь ребёнку. Не каждый взрослый может разобраться в своих эмоциях. Для маленького ребёнка эта задача ещё сложнее. Как только вы узнали и приняли, что ребёнок боится, поговорите об этом. Избежать страхов и тревоги полностью невозможно. И если страхи и тревога мешают ребёнку и взрослому жить спокойно, то с ними нужно учиться справляться. Конечно, всё должно быть в меру. И самое важное, внимательно слушайте и старайтесь понять чувства своего ребёнка. Во время разговора ребёнок выплеснет негативные эмоции и ослабит их. А вы будете знать о его переживаниях.

Как помочь ребёнку преодолеть страх, который не уходит?

Один из способов преодолеть детские страхи – рисунки. Обычно дети с удовольствием изображают то, что их пугает. Сделайте выставку рисунков, в создании которой поучаствует не только ребёнок, но и другие члены семьи. Таким образом, вы покажите, что каждый чего-то боится, а малыш вряд ли будет опасаться нарисованного собственноручно.

Маскарады – прекрасное терапевтическое упражнение. Можно устроить специальный костюмированный праздник с персонажами. Сделайте ситуацию немного комичной, используйте чувство юмора, предложите сыну или дочке перевоплотиться и попробовать напугать всех вокруг. Главная задача – не засмеяться. Такая игра вызовет много положительных эмоций.

Придумайте сказку про страхи своего сына или дочки. Полет фантазии не ограничен! Главным героем сюжета может стать сам малыш, который смело сражается со злобным монстром-страхом и непременно побеждает его или вступает с ним в диалог и становится другом. Другой вариант – добавить в сказку волшебного персонажа, который помогает малышу справляться с любыми страхами на его пути – например, это может быть Носик Бесстрашный.

Говорить по душам. Создайте обстановку, в которой малыш будет чувствовать, что вы всегда на его стороне и что вам можно доверять. Расскажите ему, что тоже когда-то были маленьким ребенком и сталкивались со страхами, которые вы преодолели и стали храбрыми благодаря полученному опыту. Здорово, если таким рассказчиком выступит папа как олицетворение силы и мужества. Можно даже завести традицию — «вечер папиных секретов».

Не бойтесь страхов своего малыша. Когда он испытывает тревогу, ему необходим рядом спокойный взрослый, который создаст атмосферу безопасности и одной лишь своей уверенностью и непоколебимостью даст понять главное — вместе любой страх по плечу!