Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вам ознакомиться с временными рекомендациями для руководителей и специалистов ПМПК по организации обследования детей в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки.

Временные рекомендации.


                       


Материалы вебинара "Организация деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации, взаимодействие с психолого-медико-педагогической комиссией"



Рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья 

учитель-дефектолог Лабинского филиала
Евгения Владимировна Дедова

                                                                          

     Одной из современных форм взаимодействия в учебной деятельности является дистанционное обучение, которое позволяет осуществлять учебную работу с учащимися на расстоянии.           
Дистанционное образование представлено комплексом образовательных услуг, осуществляемых с помощью цифровых систем и электронных ресурсов (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь).
     Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет. Место расположения компьютера не имеет значения, поэтому учиться можно в любом месте, где есть персональный компьютер с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество дистанционного обучения перед традиционными формами обучения. 
     Дистанционное обучение как форма образовательного процесса обладает функциями: 
• передача образовательного материала с помощью коммуникативно - информационных технологий; 
• интерактивное взаимодействие всех участников образовательной деятельности; 
• предоставление учащимся возможности выбора индивидуальной траектории обучения; 
• контроль за образовательной деятельностью учащихся. В рамках дистанционного обучения возможны различные варианты передачи информации: 
• рассылка методических, аудио-, видеоматериалов по почте;
• взаимодействие через интерактивное ТВ и видеоконференции; 
• через телеконференции, IRC, MOO, MUD (на базе сети Internet). 
Следует отметить, что сегодня технология Internet вытесняет другие формы. В зависимости от возможностей дистанционного взаимодействия выделяют три типа обучения: синхронное (учитель и ученик находятся в онлайн), асинхронное (не требует одновременного участия обучаемых и педагога), смешанное (используются элементы как синхронных, так и асинхронных систем). На данный момент, для школьного обучения, разработаны специальные электронные ресурсы, использование которых позволяет с максимальной эффективностью решать задачи образовательной деятельности с применением дистанционной формы обучения.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.
Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.
Рекомендации по поводу коррективов в учебниках и образовательных программах, возможных изменений на уроке в классе и заданиях и возможных поведенческих ожиданиях, которые нужно принять во внимание при обучении детей с особыми образовательными потребностями.
       В процессе обучения учителю следует:
использовать четкие указания;
поэтапно разъяснять задания;
учить последовательно выполнять задания;
повторять инструкции к выполнению задания;
демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача);
      В учебном процессе использовать различные виды деятельности:
чередовать занятий и физкультурные паузы;
предоставлять дополнительное время для завершения задания;
предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;
использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями.
обеспечивать школьника копией конспекта.
        Способы оценки достижений и знаний учащихся:
использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями.
акцентировать внимание на хороших оценках;
разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;
проводить оценку переделанных работ;
использовать систему оценок достижений учащихся.
     В организации учебного процесса необходимо:
использовать вербальные поощрения; 
свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;
предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;
разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
игнорировать незначительные поведенческие нарушения;
разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;
осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.


Рекомендации для учителей-дефектологов (логопедов)

по сопровождению обучающихся в режиме дистанционного обучения

учитель-дефектолог

Юхневич Татьяна Витальевна

В случае дистанционного обучения проблема общения с обучающимися с ОВЗ, находящимися на разных возрастных уровнях развития, порой становится ключевой в реализации образовательных программ: дети включаются в пространство и, не обосновывая свои поступки и действия, могут выйти из него; отворачиваются от экрана, отказываются отвечать на вопросы и многое другое. В решении подобного рода трудностей, необходимо учитывать особенности межличностного взаимодействия.

Любое взаимодействие подразумевает обмен действиями, планирование общей деятельности, выработку адекватных форм совместной деятельности. Успешность взаимодействия определяется способами воздействия друг на друга: внушением, эмоциональным заражением, убеждением. Когда процесс образования интересен, затрагивает учеников эмоционально, он становится гораздо более эффективным.

Создание деловой и эмоционально комфортной атмосферы при проведении дистанционных занятий является одним из важных условий качественного обучения.

В своей работе дефектологу необходимо руководствоваться следующими положениями:

  • выбор для каждого из них индивидуального темпа обучения;
  • дозирование заданий с учетом зоны ближайшего развития.
  • учет трудностей данных обучающихся при планировании собственной деятельности, осуществления контрольных действий, распределении усилий для выполнения заданий, поддержания определенного темпа деятельности, концентрации и переключении внимания и др.
  • приучение обучающихся к самостоятельному овладению знаниями;
  • достижение результата, а не затраченное время–главный критерий обучения.

В организации дистанционной работы учителя-дефектолога (логопеда) можно выделить две основные проблемные зоны:

  1. Как организовать работу с ребенком по разным направлениям работы?
  2. Как организовать поддержку дистанционного образования с помощью родителей?

Как организовать работу с ребенком по разным направлениям работы.

  1. Составить задания для текущего обучения.
  2. Составить задания для контроля усвоенного материала.
  3. Составить задания для самостоятельной работы (или с родителями). Развивающие упражнения могут выполняться детьми с использованием сторонних платформ обучения, без непосредственного контроля педагога. Диапазон этих упражнений в сети Интернет очень широк, следовательно, педагог может дать родителям рекомендации по выбору упражнений, наиболее полезных для достижения образовательных целей.
  4. Довести до сведения родителей содержание и цели составленных заданий.
  5. Дать родителям рекомендации по выполнению заданий, средствам контроля правильности выполнения задания.
  6. Дать рекомендации родителям по использованию эффективных способов обучения детей в случаях трудностей объяснения материала. Важно объяснить родителям не только значимость их участия в занятиях, но и важность систематической коррекционной работы в условиях семейного воспитания.
  7. При планировании занятий обязательно сочетать различные форматы – видеотрансляции, видеоконференции, выполнения ребенком задания специалиста с представлением результата для проверки педагога в виде фото или видеозаписи по согласию родителей, дистанционной беседы педагога с ребенком с использованием различного телекоммуникационного оборудования и другие формы.
  8. Необходимо чередовать зрительную и двигательную нагрузку (смена видов связи в ходе занятия, как и смена видов деятельности, является средством активизации внимания ребенка).
  9. Ограничить длительность работы ребенка с видеооборудованием в соответствии с требованиями СанПиН: то есть большинство времени непосредственной работы с ребенком через электронные платформы должно быть отведено собственно коррекции, отработки тех целей, которые требуют непосредственного контроля педагога, чтобы ребенок видел и слышал педагога. Все виды активности, которые такого контакта не требуют (дидактические игры, упражнения, которые может контролировать родитель или компьютерная система, игры с реальными предметами для отдыха) – не требуют и обязательного использования видеосвязи. Рекомендуется аудиосвязь, работа под контролем родителей с контролем видеозаписи действий ребенка или фотофиксации.

Как организовать поддержку

дистанционного образования с помощью родителей

Мотивация ребенка, удержание его в рамках занятия, обеспечение присутствия ребенка на занятии и выполнение им заданий педагога. Эта роль в дистанционном обучении отводится родителям.

Одним из основных направлений работы с родителями является повышение мотивации к занятиям всей семьи.

  1. Необходимо на самых первых занятиях разъяснить планируемые цели и приблизительные сроки их достижения.
  2. Самостоятельность ребенка во время дистанционных занятий определяется педагогом и родителями совместно, исходя из готовности ребенка к выполнению заданий педагога и сохранению учебной мотивации на протяжении занятия, присутствия родителей рядом с ребенком во время проведения занятия, потребности родителя и педагога в присутствии родителя на занятии.
  3. При необходимости организации взаимодействия родителей и педагога вне занятия, предложить проведение дистанционных консультаций.

Рекомендации для педагогов в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме.

учитель-дефектолог

Ирина Николаевна Степаненко

1. Обеспечьте детям благоприятную позитивную образовательную среду, свободную от стрессов, вызванных стремлением к академическим успехам. Сконцентрируйтесь на сохранении здоровья детей, их психологического и социального благополучия.

2. Не привлекайте излишнего внимания детей к обсуждаемой проблеме. Сохраняйте рутинный уклад учебной работы с привычными для детей нормами ее оценки.

3. В простой доступной форме предоставляйте детям информацию о том, что произошло, объясните, что происходит сейчас, и давайте им четкую информацию, соответствующую их возрасту.

4. Используйте дистанционные формы обучения, поощряющие развитие интеллектуальной, творческой деятельности (олимпиады, квесты, игры, соревнования), которые позволят и детям, и их родителям поддерживать активность и создавать благоприятную психологическую атмосферу в семье.

5. Пользуйтесь надежными источниками информации в определенное время в течение дня, один или два раза. Внезапный и почти постоянный поток новостных сообщений может вызвать беспокойство у любого человека.

6. Поддерживайте детей и родителей. Помощь другим людям в трудную минуту может принести вам лично психологическую пользу

7. На вас сейчас лежит двойное бремя ответственности за здоровье детей, психологическое и социальное благополучие членов их семей и академическую подготовку учащихся. Относитесь к этой ситуации как к особым условиям работы. Берегите себя. Помните, что забота о своем психологическом состоянии так же важна, как и забота о физическом здоровье. Умейте справиться со стрессом, находить положительные эмоции и вести полноценный здоровый образ жизни. Занимайтесь дыхательными и физическими упражнениями, упражнениями для релаксации. По возможности ходите на прогулки, чтобы поддерживать активность и уменьшить напряжение.


Памятка для педагогов-психологов

по организации сопровождения обучающихся

с расстройствами аутистического спектра

в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме

педагог-психолог

Ольга Евгеньевна Ярошенко

Переход с очной формы обучения на обучение в дистанционном режиме сопровождается серьезными изменениями в жизни ребенка с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС). В связи характерными особенностями развития детей с РАС, проявляющимися в стереотипности поведения и склонности к сохранению установленного жизненного порядка, ситуация изменения формы обучения может вызывать у них сильный дискомфорт и дезадаптацию. Это, в свою очередь, будет препятствовать освоению адаптированной основной общеобразовательной программы. Преодоление этих сложностей возможно путем создания специальных условий обучения в домашней среде и организации психолого-педагогического сопровождения в изменившейся ситуации.

Важнейшим направлением работы психолога в случае перехода учащегося на дистанционное обучение является оказание помощи в адаптации к новым условиям. В зависимости от возраста и уровня развития ребенка данная работа может быть проведена различными способами и в разных формах.

У обучающихся начального школьного возраста, а также у учащихся более старшего возраста со сниженным интеллектом работа по адаптации проводится в значительной степени посредством родителей. Педагог-психолог в данном случае является наставником или супервизором. Его первоначальной задачей становится информирование родителя по вопросам организации обучения в домашних условиях. Основными тематиками консультирования являются:

  • способы адаптации среды (зонирование пространства, его обедненность, использование визуальных подсказок, ограничение пространства с постепенным его расширением, использование специального сенсорного оборудования);
  • подбор способов мотивации ребенка к учебной деятельности;
  • формирование учебного поведения в домашних условиях;
  • способы преодоления нежелательного поведения;
  • выстраивание взаимоотношений с ребенком в новой роли («родитель-учитель», «родитель-тьютор»).

На уровне основного и среднего общего образования при сохранном интеллектуальном развитии обучающегося работа по его подготовке к обучению в дистанционном режиме может осуществляться непосредственно педагогом-психологом в режиме онлайн. При работе в данном направлении могут применяться следующие методы: социальные истории, видеомоделирование, визуальные сценарии, беседа.

Показателями успешной адаптации ребенка являются:

  • принятие и выполнение новых правил поведения в ситуации дистанционного обучения;
  • соблюдение установленного режима дня;
  • выполнение заданий в специально организованном рабочем месте;
  • следование визуальному расписанию занятий;
  • выполнение заданий под руководством родителя или при его поддержке в качестве тьютора;
  • взаимодействие с педагогом в режиме онлайн (выполнение инструкций, заданий, ответы на вопросы);

По завершению у учащегося адаптационного периода при организации дистанционного режима обучения необходимо определить дальнейшие цели психологической работы, которые в новых сложившихся условиях могут сильно отличаться от запланированных ранее.

При разработке индивидуальной программы коррекционной работы в части психологического сопровождения важно обеспечить необходимую поддержку учебного процесса, а также выбирать цели по формированию отдельных функциональных навыков, необходимых для повседневной жизни. При необходимости поддержки процесса обучения психолог участвует в проведении уроков в режиме онлайн, осуществляет наблюдение за организацией процесса обучения и разрабатывает рекомендации для учителя и родителя по развитию навыков, необходимых для обучения, и преодолению трудностей в обучения, характерных для учащихся с РАС. Как правило, такие рекомендации включают следующие тематики:

  • дополнительное структурирование процесса обучения;
  • подбор мотиваторов для повышения интереса к учебной деятельности и эффективного формирования учебных навыков;
  • применение методов визуальной поддержки (наглядные схемы организации рабочего места; схемы последовательности подготовки к уроку; алгоритмы подбора необходимых для выполнения определенной деятельности учебных материалов; последовательности выполнения отдельных учебных действий; визуальное расписание занятий или распорядка дня).

При работе над жизненными компетенциями в условиях обучения в дистанционном режиме приоритетными становятся задачи по формированию социально-бытовых навыков (самообслуживание и бытовая ориентировка), навыков времяпрепровождения и досуговых навыков (расширение интересов ребенка и видов деятельности), а также совместных игровых навыков с другими членами семьи.

При постановке целей психологической работы важно учитывать возраст и уровень развития детей, в зависимости от которых будут меняться как содержание, так и способы работы. При работе с детьми с выраженными аутистическими нарушениями реализация целей программы индивидуальной коррекционной работы будет осуществляться преимущественно родителем под дистанционным наблюдением и супервизией педагога-психолога.

При работе с детьми с менее выраженными аутистическими нарушениями акцент смещается на непосредственную коррекционную онлайн работу психолога с ребенком.

Информационные буклеты:

Гиперактивные дети
Игры для развития грамматического строя
Киберсоциализация детей и подростков
О буллинге
Обучение второму языку
Принципы общения с детьми «группы риска»
Су-Джок
Тревожные дети
Формирование предложно-падежных конструкций

Меры поддержки детей, прибывших из присоединенных территорий

Профилактика эмоционального выгорания

Дифференциальная диагностика сходных состояний

Способы саморегуляции участников образовательного процесса

Формированию жизнеутверждающих установок у обучающихся