Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Консультационно-методическая служба

Государственное бюджетное учреждение, осуществляющее психолого-педагогическую и медико-социальную помощь «Центр диагностики и консультирования» Краснодарского края пятый год становится победителем конкурсного отбора на предоставление грантов из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам в рамках реализации мероприятия «Оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей» федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

В 2024 г. на территории 15 муниципалитетов Краснодарского края продолжают функционировать пункты консультирования для родителей.

Если Вас беспокоят:

  • Конфликтное взаимодействие подростка со сверстниками
  • Частые перепады настроения
  • Опережение/отставание в развитии ребенка
  • Истерики
  • Отсутствие у ребенка друзей и приятелей
  • Агрессивное поведение ребенка/подростка
  • Повышенная тревожность
  • Уход от реального общения в виртуальный мир
  • Трудности адаптации
  • Школьная неуспеваемость
  • Состояние угнетенности, подавленности
  • Регулярное нарушение правил и требований и др.

40 квалифицированных специалистов, в их числе: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, готовы оказать Вам бесплатные консультации 

Консультативная помощь оказывается в очной форме, в формате индивидуального консультирования  

Узнать подробнее о специалистах, участвующих в реализации Проекта можно 

в «Составе консультационно-методической службы»

Время работы службы с 07.00 до 19.00 без выходных 

Порядок предоставления услуг

Записаться на консультацию 

можно понедельник-пятница с 08.30 до 17.00 

по телефону: 8 (861) 268-42-89

Региональный медиаплан

Положение о работе службы

Согласие на обработку персональных данных

Буклеты

Адреса консультирования и телефоны вы можете посмотреть здесь

Всероссийская неделя родительской компетентности 20-26 мая 2024 год

 


Детские капризы. Методическое пособие для родителей

В каждой семье с рождением ребенка практически сразу появляется проблема – ребенок плачет! Что делать? Как понять, плачет ли ребенок по какой-то серьёзной причине, или он просто капризничает? Даже когда ребенок подрастает, становится старше, родителям не всегда удаётся понять — почему их ребенок капризничает, нередко доходя до истерики и доводя родителей до полного отчаяния? Как бороться с капризами ребенка? Хотелось бы помочь им найти правильный выход из таких ситуаций. Для этого необходимо научиться определять, когда слёзы ребенка – это просто детские истерики и капризы, а когда – сигнал тревоги, с помощью которого ребенок сигнализирует взрослым о том, что с ним не всё благополучно. И если это всё-таки капризы, то почему они возникают и что необходимо делать, чтобы прекратить их? Ведь зачастую родители просто не знают, как справиться с детскими капризами.

Что такое детский каприз?

Слово «каприз» пришло к нам из французского языка и переводится как «упрямство, упорство; прихоть, причуда». В «Словаре практического психолога» С.Ю.Головина каприз толкуется так: «…прихоть, причуда без действительной потребности, необходимости». А в словаре - справочнике для родителей (под редакцией Л.Г. Гусляковой и С.Г. Чудовой) говорится, что детские истерики и капризы — это «особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем». Детские капризы, как правило, сопровождаются плачем или даже криком ребенка, а возбуждение выражается резкими движениями. Ребенок топает ногами, машет головой или руками, иногда даже может упасть на пол.

В разном возрасте и капризы бывают разными. Грудной ребенок плачет чаще всего по причине какого-либо дискомфорта, и это сложно назвать капризом. Скорее, это просьба о помощи. В возрасте года, трёх, пяти лет ребенок переживает возрастные кризисы, и эти периоды несут с собой яркие эмоциональные реакции у детей. В периоды возрастного кризиса капризы было бы правильно воспринимать как наполовину естественную психологическую реакцию. В это время ребенку необходим особый подход и чуткое отношение. Но если взрослые неправильно воспитывают ребенка, то капризы и детские истерики нередко становятся привычной формой поведения. Ведь в первые годы жизни ребенок начинает осознавать себя как индивидуальность и активно изучает окружающий его мир. Малышу необходимо всё потрогать, затащить в рот, понять о каждой вещи – что это и как оно работает? Так же и с родителями – ребенку необходимо испытать, как старшие будут реагировать на то или иное поведение, что они будут делать, если проигнорировать их замечания? И если, экспериментируя с различными формами поведения, он получил желанный для себя результат, то этот способ поведения запоминается им как самый действенный и закрепляется в его сознании. Так и получается, что взрослые из-за своих ошибок часто сами становятся виновными в капризах своих детей. А после этого начинают постигать, как бороться с детскими капризами.

Капризными часто становятся избалованные, чрезмерно заласканные дети. Постоянное внимание слишком утомляет малыша, и если ребенок вначале радуется, то позже он нередко даже начинает плакать. Это предсказуемая реакция детской психики на утомление от бесконечного внимания взрослых, на которое малыш отвечает капризами. Поэтому, прежде чем искать ответ на вопрос о том, как справиться с детскими капризами, стоит оценить своё общение с малышом.

Противоположная крайность – когда ребенку уделяют недостаточно внимания, относятся к нему равнодушно. Ребенок начинает капризничать, пытаясь привлечь к себе внимание. А дети, которым остро не хватает материнской любви и ласки, очень часто становятся раздражительными и начинают отставать в развитии.

Ещё одна причина появления детских капризов – это непоследовательность или отсутствие единства в требованиях к ребенку. Например, если вчера на прогулке вы разрешили своему малышу пошлёпать по лужам, а сегодня вдруг запретили, то горьких слёз вам не избежать! Или, например, мама более строга со своим ребенком, чем бабушка, и многое из того, что позволено бабушкой, мама делать запрещает, то ребенку потребуется совсем немного времени, чтобы понять: при бабушке можно и покапризничать, а с мамой этот номер не пройдёт. Постоянно подстраиваясь под каждого взрослого, ребенок начинает испытывать большую нагрузку на психику и нервную систему, что неизменно приводит к срывам и капризам. А взрослые не могут выработать общую тактику, как бороться с капризами ребенка, ведь у них нет общей позиции.

Часто капризными бывают такие дети, которые не знают никаких ограничений. У них не формируется умение сдерживаться, контролировать свои желания и эмоции. Поэтому очень важно своевременно приучать ребенка к необходимому самоограничению. Слово «нельзя» должно быть понятно маленькому ребенку одним из самых первых. Конечно, злоупотреблять бесконечными запретами нельзя. Необходимо запрещать только то, что действительно может нанести ребенку вред или то, чему он сам может навредить.

Довольно распространённой ошибкой родителей становится несоответствие возрастных особенностей ребенка и требований или методов воздействия на него. Так бывает, что родители хотят от своего ребенка того, что для него недоступно в силу его возраста, и ребенок отвечает естественной для такой ситуации реакцией – капризом, который в такой ситуации и капризом-то назвать нельзя. Скорее, это форма протеста. Чтобы родители не совершали такой ошибки, надо иметь представление о возрастных особенностях детской психики и об особенностях капризов каждого кризисного периода. Эти знания помогут им понять и то, как реагировать на капризы ребенка и как правильно бороться с детскими капризами.

Капризы ребёнка 5 лет очень похожи на капризы трехлеток, с той лишь разницей, что малыш уже подрос, и родителями манипулирует теперь более осознанно. Он уже достаточно хорошо понял, что криком, слезами, нытьём он может добиться чего угодно. Ведь при виде орущего дитяти взрослые просто теряют способность мыслить логически и согласны на всё, лишь бы их отпрыск замолчал. Если дело зашло так далеко, то родителям можно только посочувствовать; о том, как справляться с капризами ребенка, они по-прежнему не имеют представления.

12.jpg

Часто бывает так, что родители, пытаясь призвать буянящего ребенка к порядку, повышают на него голос. И не понимают, что надо всего-навсего приучить ребенка высказывать свои потребности не криком, а нормальным голосом. При этом каждый раз отвечать на просьбы, высказанные нормально, а все требования на повышенных тонах подчёркнуто игнорировать. Если же родители вслед за ребенком повышают голос, то у ребенка складывается твёрдое убеждение, что все проблемы решаются только с помощью крика. Даже крохотные несмышлёныши способны уловить, что мамой и папой можно управлять с помощью голоса – покричал, и получил желаемое. А уж капризы ребенка 5 лет-это уже вполне осмысленная акция. Ребенок способен анализировать поступки взрослых, примеряя их на себя. Поэтому не стоит устанавливать диктатуру силы и давить на малыша авторитетом старшего. Если вы хотите научиться справляться с капризами ребенка 5 лет, то, прежде всего, игнорируйте все попытки манипулировать вами и предлагайте ребенку подумать, для чего ему нужно то, о чём он вас просит. Если его просьбу нельзя выполнить, то объясните, почему. Ребенок постепенно усвоит, что совершенно не нужно кричать, чтобы тебя услышали. А ещё он поймёт, что не любое его желание можно осуществить. Если он будет понимать, по какой причине он не может получить желаемое, то не будет отказ воспринимать болезненно. А ведь именно отсутствие отрицательных эмоций в такой ситуации является главным ключом к тому, как бороться с капризами ребенка.

Капризы, капризы… Как с ними справиться?

         Даже самые спокойные и послушные дети время от времени капризничают.          Прежде всего, родителям необходимо научиться твёрдо противостоять неразумным желаниям ребенка. Если пойти на поводу у малыша хотя бы раз, то он и в дальнейшем будет добиваться с помощью капризов всего, что ему захочется. Как реагировать на капризы ребенка, если это всё же произошло? Обнимите его, постарайтесь отвлечь его внимание. Говорите с ним ласково, скажите, что любите его. Но ни в коем случае не идите на попятную, дав малышу в конце концов то, что он требовал. Если он не успокаивается и по-прежнему скандалит, то оставьте его в покое. Никак не комментируйте происходящее, наоборот, не обращайте на него внимание. Будет лучше, если вы оставите его одного. Ему станет неинтересно плакать в одиночестве, ведь ему нужно плакать для кого-то. И только после того, как он отведёт душу и немного успокоится, скажите ему, как вас огорчило его поведение.

         А как отреагировать на капризы ребенка, если он не только не успокаивается, но уже бьётся в истерике? Прежде всего, присядьте возле ребенка так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Спросите его, что он хочет – пусть он вслух сформулирует свои потребности. Если он впал в истерику – обнимите его, прижмите к себе, разговаривая с ним спокойным голосом. Если он пытается ударить вас, придержите его руку, но ни в коем случае не отталкивайте его. Очень важно, чтобы малыш слышал ваш спокойный голос и чувствовал вашу поддержку.

         Самый эффективный метод, как отучить ребенка от капризов – как можно больше уделять малышу внимание, спрашивать о его потребностях, всегда объяснять причину отказа, если приходится отказывать в просьбе. Отказ необходимо аргументировать, а не просто твердить «нельзя, и всё!» или «потому что я так сказал». Ведь не хотим же мы научить своего ребёнка тому, что только приказами и требованиями можно чего-то добиться.

Эффективными способами, как отучить ребенка от капризов, можно назвать те, которые показывают ребенку, что вы признаёте, что он уже достаточно взрослый, и вы уважаете его желание быть самостоятельным. Необходимо вовремя сменить тактику и стратегию вашего общения с ребенком. Не делайте за ребенка то, что он уже может сделать сам, не смотря на то, что сами вы сделали бы это и лучше, и быстрее. Пусть и он тоже пробует, учится – помогает мыть пол, стирает свои носочки, ставит тарелки на стол. Это поможет его самоутверждению, а это стоит дороже, чем разлитая вода или разбитая тарелка!

И ещё несколько советов о том, как лучше бороться с капризами ребенка:

· Предоставляйте ребенку право выбора. Например, если вы знаете, что ребенок не захочет идти на улицу в шапке, то вместо «надень шапку» лучше сказать: «Ты какую шапку хочешь, синюю или зелёную?» У ребенка останется ощущение самостоятельного выбора, а то, что в итоге он идёт гулять именно в головном уборе, прошло мимо его внимания.

· Не заставляйте ребенка подчиняться, а обыграйте ситуацию так, будто вам нужна помощь: «Я забыла, как правильно зубы чистить, покажи мне, пожалуйста». То-то ребенок будет доволен, что маму может чему-то поучить, а зубы вычистит – лучше, чем обычно!

·      В конфликтной ситуации создавайте приятные для ребенка перспективы. Говорите ему о том приятном событии, которое его ждёт вскоре, и это поможет ему смириться с тем, что сейчас надо сделать что-то не очень приятное. Например: «Ваня, сейчас нужно собрать разбросанные игрушки, а потом я дам тебе краски, и ты будешь рисовать».

·     Будьте последовательны в установлении правил, требований и запретов. Но не забывайте о том, что их не должно быть много.

· Будьте едины в стратегиях воспитания. Ребенку очень сложно в ситуациях, когда мама разрешает, а папа запрещает.

Вот что говорит нам по поводу детских капризов народная мудрость:

спал днем плохо, вот и капризничает;

перегулял, давно уж надо бы спать положить;

как что не по его, так он всегда начинает;

слишком много людей, новых впечатлений, вот он и перевозбудился;

устал он, конечно, целый день в дороге;

заболел, может... Лоб-то не горячий?

Легко убедиться, что многие люди находят причину капризов ребенка во внешних обстоятельствах. Сам он тут как будто бы и ни при чем. Ни при чем оказываются, как это ни странно, даже окружающие ребенка люди и их отношения между собой. Сказанное выше может относиться абсолютно к любому ребенку. А то, что одни дети капризничают практически непрерывно, а другие - почти не капризничают вообще, вроде бы к делу и не относится. Так, некое абсолютно безликое стечение обстоятельств. Получается, народная мудрость так же абстрактна, как и любая мудрость вообще. В этом ее достоинство, в этом и ее недостаток.

13.jpg

Всем известны такие ситуации, когда ребенок особенно капризен в присутствии какого-нибудь одного, конкретного человека, и случаи, когда даже очень уставший или больной ребенок проявляет совершенно ангельскую кротость.

Ответ очень прост. Детские капризы - это послания ребенка. Послания маленькой личности окружающим ее людям и миру. Не учитывать этого при общении с ребенком, значит игнорировать значительную часть его действительных потребностей. Как же читать эти послания?

Иногда их текст прозрачен и легко прочитывается внимательной матерью или бабушкой Достаточно такого капризничающего ребенка уложить, и все будет хорошо. Послание прочитано, - потребность удовлетворена. Но далеко не всегда все так просто.

Очень часто основной причиной детской капризности бывают и различные виды нарушения воспитания в семье. В этом случае послание ребенка может быть прочитано так: «Со мной нужно обращаться по-другому!».

14.jpg

Для того чтобы понять, как с капризами ребенка бороться, необходимо твёрдо усвоить – капризы не случайны и никогда не возникают на пустом месте. Они всегда имеют какие-либо причины, а если взрослые неправильно на детские капризы реагируют, то тем самым лишь поддерживают и закрепляют их. Правильный путь к тому, как отучать ребенка от капризов – знание возрастных особенностей детской психики, соблюдение режима, единство требований к ребенку, нахождение золотой середины между недостатком и избытком внимания. И самое главное – любовь и огромное терпение!

15.jpg

Уважаемые родители, желаем вам удачи и терпения!

222.png